Самостраховка при падении.

Вопросы техники пилотирования, а также различных методик и подходов в обучении

Moderators:SysTry, lea, Andrew

User avatar
birukobu
Posts:1269
Joined:28 Aug 2011 08:06
Location:Санкт - Петербург
Re: Самостраховка при падении.

Post by birukobu » 15 Feb 2016 09:45

Чалдон wrote:При пикировании с высоты более 3м?? Опишите, если нетрудно...
Описываю:
Первый полет на дельтаплане, купленном с рук. Стартовал со склона перепадом метров 30, отошел от склона, сделал поворот вправо на 45 гр, аппарат отказался выводиться из разворота, на управляющие воздействия по открениванию влево крыл не реагировал.
Итого: Разворот в склон с опусканием носа. Вошел в грунт четко носовым узлом с углом около 45 гр. Самоспасался навитием на стойку. Живцелорел%опуушиб))

Оказалось, что крыл надо было осматривать перед облетом, причем желательно со снятием паруса. кривая левая консоль(((((

вот и все обстоятельства
УТ, СтартУТ, Polaris, Atlas, НРАТ148/158, RamAir, XC143, Target, Stealth14W, Stealth14KPL2 Stealth14W3, Combat14L, Combat13,5GT, Stalker 2, Merlin148/158, DuoClub, Pamir, Sunrise, Laser, Impuls, Joker, Swing, Klassic14/15, LitespeedS5, Freedom220

User avatar
Sergei
Posts:742
Joined:05 Apr 2014 13:31
Location:Воронеж

Re: Самостраховка при падении.

Post by Sergei » 15 Feb 2016 10:11

birukobu wrote:Первый полет на дельтаплане, купленном с рук. Стартовал со склона перепадом метров 30, отошел от склона, сделал поворот вправо на 45 гр, аппарат отказался выводиться из разворота, на управляющие воздействия по открениванию влево крыл не реагировал.
Итого: Разворот в склон с опусканием носа. Вошел в грунт четко носовым узлом с углом около 45 гр. Самоспасался навитием на стойку. Живцелорел%опуушиб))

Оказалось, что крыл надо было осматривать перед облетом, причем желательно со снятием паруса. кривая левая консоль(((((

вот и все обстоятельства
Продавцумордубили? ;) :D

User avatar
birukobu
Posts:1269
Joined:28 Aug 2011 08:06
Location:Санкт - Петербург

Re: Самостраховка при падении.

Post by birukobu » 15 Feb 2016 10:22

Выразил ему свое недоумение в письме. Разошлись миром
УТ, СтартУТ, Polaris, Atlas, НРАТ148/158, RamAir, XC143, Target, Stealth14W, Stealth14KPL2 Stealth14W3, Combat14L, Combat13,5GT, Stalker 2, Merlin148/158, DuoClub, Pamir, Sunrise, Laser, Impuls, Joker, Swing, Klassic14/15, LitespeedS5, Freedom220

sergDubna
Posts:1499
Joined:08 Mar 2010 14:45

Re: Самостраховка при падении.

Post by sergDubna » 15 Feb 2016 10:35

Sergei wrote:Продавцумордубили? ;) :D
birukobu wrote:Выразил ему свое недоумение в письме. Разошлись миром
А стоило.

User avatar
Sergei
Posts:742
Joined:05 Apr 2014 13:31
Location:Воронеж

Re: Самостраховка при падении.

Post by Sergei » 15 Feb 2016 10:37

birukobu wrote:Выразил ему свое недоумение в письме.
Такое письмо должно быть мативированным. Причем максимально. :twiddle:

Чалдон
Posts:741
Joined:12 Feb 2015 21:40

Re: Самостраховка при падении.

Post by Чалдон » 15 Feb 2016 10:39

Дааа...рад за Вас), значит, действительно, вариант) .... пару раз имел подобные случаи (давно) - встречал землю ногами. Без травм, но ушиб был.

Насчет разборки, Вы правы. И пробежки и подлеты с новым крылом ...были бы нелишние?)

Чалдон
Posts:741
Joined:12 Feb 2015 21:40

Re: Самостраховка при падении.

Post by Чалдон » 15 Feb 2016 10:42

Sergei wrote:
birukobu wrote:Выразил ему свое недоумение в письме.
Такое письмо должно быть мативированным. Причем максимально. :twiddle:
Почему собственно?? Не новый же продали). Бачили очи, чего покупали... все проверь, все исправь. Еще раз проверь, потом лети :)

User avatar
Khromushin
Posts:1659
Joined:29 Jun 2011 12:00
Location:Israel
Contact:

Re: Самостраховка при падении.

Post by Khromushin » 15 Feb 2016 10:50

Валерий С wrote:"жить захочешь, не так раскорячишься" (с)
А смысл (в какой ситуации)? Находиться в вертикалке, с корпусом защищенным плитой, не по направлению удара (навивание на стойку обеспечивает вектор для тушки отличный от вектора удара крыла) плюс ноги встретят удар после спидбара, те жертвуем дельтом по полной, что бы спастись самому. Мне кажется это наиболее эффективный способ. Но! Как обычно всегда есть нюанс - не панацея на все случаи. В арсенале надо иметь по максимуму подготовленности.
На метле, на стойку не навиться, с метлой отдельная история.
«Собака лает — ветер носит, а караван идет».

User avatar
Sergei
Posts:742
Joined:05 Apr 2014 13:31
Location:Воронеж

Re: Самостраховка при падении.

Post by Sergei » 15 Feb 2016 10:54

Чалдон wrote:
Sergei wrote:
birukobu wrote:Выразил ему свое недоумение в письме.
Такое письмо должно быть мативированным. Причем максимально. :twiddle:
Почему собственно?? Не новый же продали). Бачили очи, чего покупали... все проверь, все исправь. Еще раз проверь, потом лети :)
Не всегда покупатель может обнаружить скрытые недостатки, о которых знал недобросовестный продавец. ;)

User avatar
chuffed88
Posts:2726
Joined:02 Sep 2014 19:13
Location:Алматы, Казахстан

Re: Самостраховка при падении.

Post by chuffed88 » 15 Feb 2016 11:46

Правильное навивание на стойку поидее должно полностью защищать пилота, т.к. он находится в треугольнике между килевой и трапецией. Гнущиеся трубы погасят энергию и удар не должен быть сильным. Сама падала примерно с полутора метров, правда не на большой скорости. Видя, что падения не избежать, заранее навилась на стойку. Сломала ее весом, но удара не почувствовала совсем.

User avatar
An.Petrovich
Posts:1240
Joined:07 Sep 2010 09:34

Re: Самостраховка при падении.

Post by An.Petrovich » 15 Feb 2016 14:02

vagabondo wrote:Ну, опишите страховку "рыбкой", может я не так понимаю. Если можно, то с фото.
Фото сейчас под рукой нет, но вроде должны были остаться видеозаписи, поищу.

Кратко, по сути:
Мы отрабатываем с учлётами 3 типа самостраховки. Каждый тип должен применяться в чётко определённом случае:

Тип 1. Группировка "рыбкой" - самое частое применение. Применяется тогда, когда выполнить самостраховку двух других типов не представляется возможным, то есть по принципу исключения из случаев 2 и 3. Обычно это самые неожиданные падения - на разбеге (за тросом), при неудачном приземлении, то есть когда ситуация очень быстро, за считанные мгновения перерастает из нормальной в аварийную, или потенциально опасную (с угрозой травмы рук, например).

Тип 2. "Навитие" на стойку. Применяется при одновременном выполнении трёх условий:
- пилот летит (не касается ногами земли)
- очевидный и не парируемый крен
- высота не более 5м

Тип 3. Прыжок в трапецию вперёд ногами. Применяется при падении с высоты более 5м под большим углом к поверхности. Самый редкий, но самый тяжёлый случай. Когда ожидается очень сильный удар, но есть хотя бы 2-3 секунды на "прыжок" - однозначно пытаемся встретить землю именно ногами, и никак иначе. Примеры: развернуло и несёт в склон; или при старте с лебёдки резкое взмывание до высоты 5-10м с полной потерей скорости и падение носом вниз.

Как отрабатываются эти типы самостраховки:

Тип 1. - в 5 этапов:

Этап 1. На собранном дельтаплане, стоящем на трапеции (инструктор держит носовой узел), или на стационарном тренажёре (макет трапеции): подвешенный и провисший в горизонтальное положение пилот сначала учится МЕДЛЕННО, но ПРАВИЛЬНО группироваться. Это ОДНОВРЕМЕННОЕ выполнение следующих действий:
- убрать руки со спидбара, и закрыть руками лицо;
- кисти рук при этом КРЕПКО собраны в "плоский кулак", ладонями к лицу (пальцы согнуты, но ладошка раскрыта, большие пальцы плотно прижаты);
- согнутые пальцы приложены ко лбу, подоткнуты под обрез шлема снизу. Ни в коем случае не поверх шлема;
- локти плотно прижаты друг к другу и к корпусу - не должно быть никаких щелей между руками и корпусом;
- для соблюдения предыдущих двух условий: корпус немного присогнут в животе, голова немного наклонена вниз;
- ноги плотно вместе;
- колени разогнуты настолько, насколько позволяет подвесная система;
- все мышцы тела напряжены в 3/4 силы: шея, прес, руки, ноги.
В итоге это получается очень плотная и очень компактная поза, чуть присогнувшись в животе, подобрав голову, приподняв плечи, руки защищают корпус и лицо, ноги самую малость подтянуты к животу. От типа шлема (с интегралом или без) ничего не зависит - руки что так, что эдак прижаты, интеграл "лежит" на груди.
Характерные ошибки:
- локти торчат, или не вместе (тогда будет удар руками в кропус)
- пальцы "слабые" (можно выбить пальцы)
- кулаки поверх шлема (можно повредить руки)
- ноги "слабые", коленки или ступни не вместе (при ударе раскидает ноги)
- нет присогнутости в животе, или колени согнуты (при ударе ноги закинет за спину - сломает спину)
- мышцы шеи или рук или ног или пресса расслаблены - тело не сгруппировано (при ударе пошвыряет как куклу)
После МЕДЛЕННОЙ отработки ПРАВИЛЬНОЙ группировки, когда инструктор видит, что учлёт всё делает правильно (и начал нарабатываться эффект мышечной памяти) - можно начинать постепенно ускорять темп группровки. В конечном счёте доведя его до "резко, в одно движение": сдёрнул руки, и тут же сгруппировался.

Этап 1а - всё тоже самое, но из положения "в вертикалке".

Этап 2. На собранном дельтаплане или каркасе дельтаплана (далее - мобильный тренажёр, МТ), стоящем на трапеции (инструктор держит носовой узел) - инструктор резким движением опускает носовой узел к земле, а учлёт, уже без команды - выполняет группировку. Инструктор периодически контролирует правильность (лёгкие бодрящие удары учлёта со всех сторон руками, а если не доходит - ногами :) ).

Этап 3. На МТ, исходное положение: готов к старту (в подвеске, каркас на плечах, угол взлётный). Учлёт делает шаг вперёд и на этом шаге роняет МТ на нос, одновременно падая и группируясь. Есть лёгкое касание земли, но если падать и группироваться правильно - то учлёт воспринимает "удар" через подвесную систему, просто повисая на ней. На этом этапе учлёт учится верить, что падает он не в землю, а в подвеску. Потому, что психологически страшно заставить себя вот так упасть.

Этап 4. Тоже самое, что на этапе 3, но не с места, а на ходу, нормальным шагом. То есть учлёт идёт с МТ и падает.

Этап 5. Тоже самое, что на этапе 4, но только с бега. То есть учлёт бежит, и падает. Процедура психологически и физически неприятная, но как показала практика совершенно травмобезопасная. Главное, чему здесь учится учлёт - условный рефлекс группировки и ОПЫТ ПАДЕНИЙ. То есть происходит "зазубривание" правильных действий, выполняемых автоматически, не думая, сразу, быстро, правильно. В ситуации максимально приближенной к боевой.

Меры безопасности:
- ровная площадка, без камней и торчащих из земли посторонних предметов;
- закрытая одежда (руки обдираются на раз, особенно по траве);
- перчатки;
- шлем по размеру головы, не болтается, застёгнут;
- желательны наколенники и налокотники - с ними тупо комфортнее;
- желательно килевую и боковые трубы МТ в районе носового узла обернуть мягкой пенкой. Иногда в килевую попадают головой. Редко, но бывает. Чаще всего учлёт летит мимо, даже при симметричном падении. Удар не такой уж сильный, но в пенку он тоже тупо комфортнее.

Этап 5 отрабатывается по следующей схеме:
- перед каждой тренировкой, первые 5 тренировок - делается 5 серий по 10 падений в каждой. Инструктор контролирует 5-ю серию на допуск к тренировке. И только потом - бегать, подлётывать, летать.
- На 6-ой тренировке - 10 падений на "зачёт". Зачёт действует пол года. Потом пересдача.

Технику и метод отработки самостарховок типов 2 и 3 опишу позже, если это кому-то нужно и кто-то с ними не знаком.
Превращаю высоту в скорость.
Скорость - в манёвр.
Манёвр - в удовольствие.
Так зажигаю!
(вольная интерпретация формулы А.И.Покрышкина: "Высота - скорость - манёвр - огонь!")

sergDubna
Posts:1499
Joined:08 Mar 2010 14:45

Re: Самостраховка при падении.

Post by sergDubna » 15 Feb 2016 15:13

Нормально. Главное - системно. Пожалуй имеет смысл сделать такую методику (по крайней мере Тип 1) обязательной на начальном
периоде обучения, т.е. обсудить и утвердить на Федерации и выпустить соответствующий документ. А лучше - сразу в КУЛП и НППД.
Единственное (ИМХО) - учлётам и вновь сдавшим на 3 разряд пересдавать зачет чаще, чем раз в полгода. Лучше - раз в квартал,
включая межсезонье. После года в качестве разрядника можно и пореже.
Мы такую простую методику самостраховки не применяли - учили сразу прыжку в трапецию в любой ситуации. Получалось, хотя сложнее.
Одно из упражнений: в упоре лежа на полу отталкиваемся руками и выбрасываем ноги вперед. (Вообще рекомендую это упражнение
утром вместо физзарядки: размялся и 10 - 15 попыток, после прочие упражнения уже не нужны.) Затем - то же самое в учебной подвеске
с подцепкой. Правда при этом параллельно вели прочее обучение согласно КУЛПа, к моменту начала полетов самостраховка уже было
вполне освоена. Ну, а из вертикалки - подтяжка на руках вверх и навивка, в данной ситуации такие действия совершенно естественны,
отдельного освоения практически не требуют, но специальную их отработку приветствую - хуже не будет, скорее наоборот. Времени
только больше уйдет, ну да это неплохо, учлёту положено быть терпеливым. :)

User avatar
An.Petrovich
Posts:1240
Joined:07 Sep 2010 09:34

Re: Самостраховка при падении.

Post by An.Petrovich » 15 Feb 2016 16:01

Вдогонку, забыл написать:
Еще очень частой и характерной ошибкой при самостраховке "рыбкой" является чрезмерное сгибание в животе, с поджатием ног (коленей). Приводит к удару коленками о землю (добавил в предыдущий пост).

А что касается тонкого места - шеи, о которой все обычно беспокоятся, то при описанной выше технике группировки голова хорошо фиксируется руками: кулаки упираются под обрез шлема, не давая согнуть шею, а мышцы присогнутой шеи не дают ее разогнуть. А если шлем с интералом, то руки еще и интеграл к телу прижимают.

Упс, не могу добавить в тот пост. Редактирование уже не работает. :)
Превращаю высоту в скорость.
Скорость - в манёвр.
Манёвр - в удовольствие.
Так зажигаю!
(вольная интерпретация формулы А.И.Покрышкина: "Высота - скорость - манёвр - огонь!")

vagabondo
Posts:645
Joined:25 Jan 2013 20:04

Re: Самостраховка при падении.

Post by vagabondo » 15 Feb 2016 16:46

Andrew wrote:
potapovich62 wrote:Рискую навлечь на себя гнев праведный,но: Аппарат в некотором крене падает направо,пилот держится при падении за левую стойку-противоположную крену.Во время падения при этом отпускает правую руку,спасая от травмы об стойку со стороны крена.В момент падения проворачивается вокруг стойки,находящейся сверху и после проворота отпускает стойку чтобы не сломать.При провороте ремни подвески наматываются и амортизируют остаток энергии.Пилот без синяков и даже стойки не пострадали.Вопрос-Где тут ошибка? Именно в такой ситуации все сделано верно.Для других возможно надо по другому.Сам лично именно так много раз действовал вплоть до приличных скоростей.Потери-минимальны.
При навитии на стойку и сильным столкновением с землей у тушки пилота появляются сильные радиальные скорости, которые могут привести к травмированию конечностей, вплоть до перломов и сильных рассечений, чему ни один раз был свидетелем...
у меня вааще весело было: Обломок стойки, пробил мясо и упёрся в бедренную кость. Столько лет прошло, а всё милы мне те воспоминанья ... :D

User avatar
An.Petrovich
Posts:1240
Joined:07 Sep 2010 09:34

Re: Самостраховка при падении.

Post by An.Petrovich » 15 Feb 2016 16:58

Насчет официализации - да, подобное описание техники выполнения самостраховки и методов тренировки должно быть именно в КУЛП. Что касается НППД - то этот документ уже немного не о том.

Насчет частоты пересдачи - у нас действовало простое правило: не успел убрать руки и сгруппироваться при падении - получи призовую игру. В виде внеочередного зачета. Так как приятного от беготни и падений с МТ мало, то проще не попадаться. Очень, знаете ли, дисциплинирует учлетов демонстрировать образцово-показательные группировки при малейшей угрозе травмы. Чуть что-то пошло не так - мгновенно убрал руки и сгруппировался.

Насчет прыжка в трапецию - есть своя техника, есть нормативы. Тренировать отжимание с выбросили ног - можно и спину убить.
Превращаю высоту в скорость.
Скорость - в манёвр.
Манёвр - в удовольствие.
Так зажигаю!
(вольная интерпретация формулы А.И.Покрышкина: "Высота - скорость - манёвр - огонь!")

Post Reply