vagabondo wrote:Ну, опишите страховку "рыбкой", может я не так понимаю. Если можно, то с фото.
Фото сейчас под рукой нет, но вроде должны были остаться видеозаписи, поищу.
Кратко, по сути:
Мы отрабатываем с учлётами
3 типа самостраховки. Каждый тип должен применяться в чётко определённом случае:
Тип 1. Группировка "рыбкой" - самое частое применение.
Применяется тогда, когда выполнить самостраховку двух других типов не представляется возможным, то есть по принципу исключения из случаев 2 и 3. Обычно это самые неожиданные падения - на разбеге (за тросом), при неудачном приземлении, то есть когда ситуация очень быстро, за считанные мгновения перерастает из нормальной в аварийную, или потенциально опасную (с угрозой травмы рук, например).
Тип 2. "Навитие" на стойку.
Применяется при одновременном выполнении трёх условий:
- пилот летит (не касается ногами земли)
- очевидный и не парируемый крен
- высота не более 5м
Тип 3. Прыжок в трапецию вперёд ногами. Применяется при падении с высоты более 5м под большим углом к поверхности. Самый редкий, но самый тяжёлый случай. Когда ожидается очень сильный удар, но есть хотя бы 2-3 секунды на "прыжок" - однозначно пытаемся встретить землю именно ногами, и никак иначе. Примеры: развернуло и несёт в склон; или при старте с лебёдки резкое взмывание до высоты 5-10м с полной потерей скорости и падение носом вниз.
Как отрабатываются эти типы самостраховки:
Тип 1. - в 5 этапов:
Этап 1. На собранном дельтаплане, стоящем на трапеции (инструктор держит носовой узел), или на стационарном тренажёре (макет трапеции): подвешенный и провисший в горизонтальное положение пилот сначала учится МЕДЛЕННО, но ПРАВИЛЬНО группироваться. Это ОДНОВРЕМЕННОЕ выполнение следующих действий:
- убрать руки со спидбара, и закрыть руками лицо;
- кисти рук при этом КРЕПКО собраны в "плоский кулак", ладонями к лицу (пальцы согнуты, но ладошка раскрыта, большие пальцы плотно прижаты);
- согнутые пальцы приложены ко лбу, подоткнуты под обрез шлема снизу. Ни в коем случае не поверх шлема;
- локти плотно прижаты друг к другу и к корпусу - не должно быть никаких щелей между руками и корпусом;
- для соблюдения предыдущих двух условий: корпус немного присогнут в животе, голова немного наклонена вниз;
- ноги плотно вместе;
- колени разогнуты настолько, насколько позволяет подвесная система;
- все мышцы тела напряжены в 3/4 силы: шея, прес, руки, ноги.
В итоге это получается очень плотная и очень компактная поза, чуть присогнувшись в животе, подобрав голову, приподняв плечи, руки защищают корпус и лицо, ноги самую малость подтянуты к животу. От типа шлема (с интегралом или без) ничего не зависит - руки что так, что эдак прижаты, интеграл "лежит" на груди.
Характерные ошибки:
- локти торчат, или не вместе (тогда будет удар руками в кропус)
- пальцы "слабые" (можно выбить пальцы)
- кулаки поверх шлема (можно повредить руки)
- ноги "слабые", коленки или ступни не вместе (при ударе раскидает ноги)
- нет присогнутости в животе, или колени согнуты (при ударе ноги закинет за спину - сломает спину)
- мышцы шеи или рук или ног или пресса расслаблены - тело не сгруппировано (при ударе пошвыряет как куклу)
После МЕДЛЕННОЙ отработки ПРАВИЛЬНОЙ группировки, когда инструктор видит, что учлёт всё делает правильно (и начал нарабатываться эффект мышечной памяти) - можно начинать постепенно ускорять темп группровки. В конечном счёте доведя его до "резко, в одно движение": сдёрнул руки, и тут же сгруппировался.
Этап 1а - всё тоже самое, но из положения "в вертикалке".
Этап 2. На собранном дельтаплане или каркасе дельтаплана (далее - мобильный тренажёр, МТ), стоящем на трапеции (инструктор держит носовой узел) - инструктор резким движением опускает носовой узел к земле, а учлёт, уже без команды - выполняет группировку. Инструктор периодически контролирует правильность (лёгкие бодрящие удары учлёта со всех сторон руками, а если не доходит - ногами

).
Этап 3. На МТ, исходное положение: готов к старту (в подвеске, каркас на плечах, угол взлётный). Учлёт делает шаг вперёд и на этом шаге роняет МТ на нос, одновременно падая и группируясь. Есть лёгкое касание земли, но если падать и группироваться правильно - то учлёт воспринимает "удар" через подвесную систему, просто повисая на ней. На этом этапе учлёт учится верить, что падает он не в землю, а в подвеску. Потому, что психологически страшно заставить себя вот так упасть.
Этап 4. Тоже самое, что на этапе 3, но не с места, а на ходу, нормальным шагом. То есть учлёт идёт с МТ и падает.
Этап 5. Тоже самое, что на этапе 4, но только с бега. То есть учлёт бежит, и падает. Процедура психологически и физически неприятная, но как показала практика совершенно травмобезопасная. Главное, чему здесь учится учлёт - условный рефлекс группировки и ОПЫТ ПАДЕНИЙ. То есть происходит "зазубривание" правильных действий, выполняемых автоматически, не думая, сразу, быстро, правильно. В ситуации максимально приближенной к боевой.
Меры безопасности:
- ровная площадка, без камней и торчащих из земли посторонних предметов;
- закрытая одежда (руки обдираются на раз, особенно по траве);
- перчатки;
- шлем по размеру головы, не болтается, застёгнут;
- желательны наколенники и налокотники - с ними тупо комфортнее;
- желательно килевую и боковые трубы МТ в районе носового узла обернуть мягкой пенкой. Иногда в килевую попадают головой. Редко, но бывает. Чаще всего учлёт летит мимо, даже при симметричном падении. Удар не такой уж сильный, но в пенку он тоже тупо комфортнее.
Этап 5 отрабатывается по следующей схеме:
- перед каждой тренировкой, первые 5 тренировок - делается 5 серий по 10 падений в каждой. Инструктор контролирует 5-ю серию на допуск к тренировке. И только потом - бегать, подлётывать, летать.
- На 6-ой тренировке - 10 падений на "зачёт". Зачёт действует пол года. Потом пересдача.
Технику и метод отработки самостарховок типов 2 и 3 опишу позже, если это кому-то нужно и кто-то с ними не знаком.