Буксировка VS Гора

Вопросы техники пилотирования, а также различных методик и подходов в обучении

Moderators:SysTry, lea, Andrew

User avatar
An.Petrovich
Posts:1240
Joined:07 Sep 2010 09:34
Re: Буксировка VS Гора

Post by An.Petrovich » 09 Feb 2016 02:18

Поддержу Колю.
Чтобы не быть голословным приведу цифры из моей лётной книжки (у меня тоже все ходы записаны). :)

Обращаю внимание, что все перечисленные ниже полёты выполнялись при коллективном использовании клубной техники. То есть здесь учтено время подъёмов дельтапланов в гору или возврата к стартовой позиции на лебёдке, а также очереди учлётов на старт. Это для более полного понимания и сравнения эффективности "горного" и "лебёдочного" обучения.

1) Обучение на горке, дельтаклуб МАИ:

29.12.90 - 1 пробежка + 3 подлёта с 1...5м (Трикотажка)
03.01.91 - 5 подлётов с 3...10м (Трикотажка)
09.02.91 - 11 полётов с 5...30м (Трикотажка)
17.02.91 - 4 полёта с 20...30м (Трикотажка)
24.02.91 - 5 полётов с 20...30м (Трикотажка)
13.04.91 - 5 полётов с 20...30м (Трикотажка)
14.04.91 - 9 полётов с 30...40м (Трикотажка)
16.05.91 - 2 полёта с 40м + 1 на параплане (Трикотажка)
19.05.91 - 2 неудачных подлёта с лебёдки, во втором - ЛП (неподцеп, травма) (а/д Тушино)
15.07.91 - 2 полёта со склона ~40м (Юца)
16.07.91 - 1 полёт с "огурца", 70м (Юца)
17.07.91 - 1 полёт с "огурца", 70м (Юца)
18.07.91 - 4 полёта с "огурца", 70м (Юца)
21.07.91 - старт с вершины Юцы, сверху вниз, без парения.

Итого на горках, до старта с вершины: за 7 месяцев - 13 лётных дней, в среднем по 4-5 стартов за день, и ещё один день на лебёдке - 2 старта с грубыми ошибками, ЛП.

(Через 2 года отлетал ещё сезон, парил в ДВП до 3ч и немножко половил ТВП).

2) Затем, через 18 лет, восстановление "с нуля" на скутерной лебёдке, DeltaFly:

26.06.2010 - 15 пробежек (без лебёдки).
02.07.2010 - 3 пробежки (без лебёдки) - прервал тренировку из-за спазма мышцы ноги.
11.07.2010 - 18 пробежек на тяге за тросом и подлётов на 1...2м.
18.07.2010 - 1 пробежка (без лебёдки) - снова спазм мышцы ноги.
24.07.2010 - 4 пробежек (без лебёдки) + 8 подлётов за тросом на 1...5м.
01.08.2010 - 9 подлётов за тросом на 5...10м + 2 затяжки на 30...50м.
07.08.2010 - 1 затяжка на полный трос (~150м), развороты, посадка в цель.
19.08.2010 - старт с вершины Юцы, парение в ДВП 17 минут.

Насчёт ОФП и физухи - первые 4 тренировочных дня начинались с отработки самостраховки: это 5 серий по 10 падений "рыбкой" с каркасом дельтаплана, с разбега, то есть 50 падений в день. И только потом уже переходили к пробежкам и подлётам. На пятый тренировочный день был зачёт - 5 падений с каркасом. Итого, за первые 5 тренировок: 205 таких "падений".

Получается, что примерно за 1.5 месяца "скутерного обучения" - 3 дня я просто бегал с дельтапланом по полю, ещё за 3 дня сделал в среднем по 12 стартов на лебёдке (18+8+11), затем один "зачётный" старт на полную затяжку (в тот день я был занят с новичками, поэтому сам сделал только один полёт в конце дня). После чего приехал на Юцу и сразу стартовал с вершины горы.

Какие выводы делаю лично я:

7 месяцев (ждём ветер на горку) - или 1.5 месяца (лебёдку разматываем под любой ветер)
4-5 стартов с горы в день - или 12 стартов на лебёдке за день
первые старты на лебёдке после обучения на склоне - с проблемами, первые старты с горы после лебёдки - без проблем.

Да, я, конечно, уже имел некий бэкграунд 18-летней давности, и что-то, конечно, осталось в подкорке. Но в 2010 я реально учился заново, начав с пробежек, и отработав всю полную программу первоначалки.
Превращаю высоту в скорость.
Скорость - в манёвр.
Манёвр - в удовольствие.
Так зажигаю!
(вольная интерпретация формулы А.И.Покрышкина: "Высота - скорость - манёвр - огонь!")

Чалдон
Posts:741
Joined:12 Feb 2015 21:40

Re: Буксировка VS Гора

Post by Чалдон » 09 Feb 2016 07:10

lea wrote:..И то, это надо тем, кто хочет в скором времени с гор летать. Некоторые всю жизнь живут и летают на равнине, лень им далеко от дома ездить, когда и дома прекрасные полёты.
:) Изумительно точно подмечено.

User avatar
A.M.
Posts:463
Joined:19 Nov 2008 11:45
Location:Антарктида

Re: Буксировка VS Гора

Post by A.M. » 09 Feb 2016 07:23

sergDubna wrote:Трикотажку и можно было бы подчистить, да вот высотки вокруг куда денешь? От них ротора дикие идут, склон поэтому и забросили. :sad:
Нельзя, это что-то вроде заповедника сейчас.
...shit happens...

User avatar
A.M.
Posts:463
Joined:19 Nov 2008 11:45
Location:Антарктида

Re: Буксировка VS Гора

Post by A.M. » 09 Feb 2016 07:48

Кроме того мои склероз подсказывает мне что склоны трикотажки это Ю Ю-В, которые в нерезиновке бывают раз в год по праздникам. И было немного обидно проехав через полгорода на автобусе плюс трамвай с всем шмурдяком уехать обратно, потому-что ветер западит.
...shit happens...

423
Posts:377
Joined:19 Nov 2008 18:56
Location:Жуковский
Contact:

Re: Буксировка VS Гора

Post by 423 » 09 Feb 2016 17:49

Про метод "руки на руках" я знал уже тогда,когда только начинал заниматься скутерной буксировкой и соответственно его уже использовали тогда в США. Но мало, может сейчас стали больше. Регулярно просматриваю по YOU TUBE ролики по обучению за рубежом и редко натыкаюсь на этот метод. Может невнимателен. Всегда видишь, что хочешь! :)
Тем не менее сразу бросаются в глаза основной минус этого метода: стоимость. Драгофлай или дельталет стоят не 15 т.р. как БУ скутер, да и эксплуатация обойдется в копеечку.
Мы у себя в 2000-х имели тандем (Марин) и он катал желающих на нем за дельталетом и пассивной лебедкой. Даже просто организовать такие полеты было не просто: где летали за пассивкой, было далеко желающим прокатиться.
Дельталетчикам быстро наскучило таскать какой-то там дельтаплан, пусть даже и большой и двухместный. Да и наши дельталетчики в то время раз в сезон обычно ломали свой аппарат и остатки сезона проводили в его ремонте. Какая уж тут регулярность.
А вообще я сторонник такого подхода; нашли хороший метод обучения где-то там далеко..., попробуйте в наших реалиях годика этак два-три (лучше лет 10 для уверенности :) ), освойте его, получите положительные результаты и трубите о своих свершениях во все окрестности на этом и других форумах. Может и оценят.

PS. Информация о новых методах обучения в любом случае, несомненно, полезна и может только приветствоваться.
Спасибо, Lea!

User avatar
An.Petrovich
Posts:1240
Joined:07 Sep 2010 09:34

Re: Буксировка VS Гора

Post by An.Petrovich » 09 Feb 2016 18:29

423 wrote:Про метод "руки на руках" я знал уже тогда,когда только начинал заниматься скутерной буксировкой и соответственно его уже использовали тогда в США. Но мало, может сейчас стали больше. Регулярно просматриваю по YOU TUBE ролики по обучению за рубежом и редко натыкаюсь на этот метод. Может невнимателен. Всегда видишь, что хочешь! :)
Тем не менее сразу бросаются в глаза основной минус этого метода: стоимость. Драгофлай или дельталет стоят не 15 т.р. как БУ скутер, да и эксплуатация обойдется в копеечку.
Мы у себя в 2000-х имели тандем (Марин) и он катал желающих на нем за дельталетом и пассивной лебедкой. Даже просто организовать такие полеты было не просто: где летали за пассивкой, было далеко желающим прокатиться.
Дельталетчикам быстро наскучило таскать какой-то там дельтаплан, пусть даже и большой и двухместный. Да и наши дельталетчики в то время раз в сезон обычно ломали свой аппарат и остатки сезона проводили в его ремонте. Какая уж тут регулярность.
А вообще я сторонник такого подхода; нашли хороший метод обучения где-то там далеко..., попробуйте в наших реалиях годика этак два-три (лучше лет 10 для уверенности :) ), освойте его, получите положительные результаты и трубите о своих свершениях во все окрестности на этом и других форумах. Может и оценят.

PS. Информация о новых методах обучения в любом случае, несомненно, полезна и может только приветствоваться.
Спасибо, Lea!
Если "в наших реалиях" нет бабосиков на то, чтобы обеспечить нормальную МТБ, делающую обучение эффективным - то от этого эффективность методик, использующихся "где-то там далеко" не перестаёт быть эффективной. :) У кого-то и 15 тыщ.р на б/у скутер нету, и вынуждены люди ездить за 600км на горку.

Мы же говорим об "идеальных условиях"?
А в сферическом мире - помимо идеальных горок под все ветра, есть ещё и деньги под все Драгонфлаи. )))

Женя же довольно чётко описала условия, при которых метод "руки на руках" даёт результаты лучше, чем любой другой. В её описании не было про поломатый дельталёт. Она писала про прекрасно управляемый в любую болтанку на предельно малых скоростях Драгонфлай, который летает регулярно, а не чинится пол сезона. ;)

А экономическая составляющая такого подхода окупается, как обычно, в комплексе - не только от тяганий тандемов. Там, где этот метод в ходу - Драгонфлаи активно используются не только на буксировках дельтапланов (в том числе не только тандемов), а ещё и на покатушках, на обучении полётам и т.д. и т.п.

Поэтому аргумент "сначала 10 лет попробуйте" - считаю провокацией потенциальных мечтателей о таком методе обучения, с целью завоевания ими конкурентного преимущества. ))))) Если "где-то далеко" есть прекрасный метод, который себя отлично зарекомендовал - почему ж его не скомуниздить перенять то? :twiddle: (при условии, что лучше быть здоровым и богатым, конечно) :D
Превращаю высоту в скорость.
Скорость - в манёвр.
Манёвр - в удовольствие.
Так зажигаю!
(вольная интерпретация формулы А.И.Покрышкина: "Высота - скорость - манёвр - огонь!")

User avatar
Олег из Саратова
Posts:1911
Joined:07 Mar 2011 17:31
Contact:

Re: Буксировка VS Гора

Post by Олег из Саратова » 09 Feb 2016 20:10

Не стану давать оценку предложенным методикам ибо все они имеют право на жизнь. Но применяемый у нас способ транспортировки крыла на гору позволяет легко и непринуждённо делать 20 полётов в день со ста метровой горки.
Image
Image
Image
Истина это не то, что нужно доказывать, это то, чего нельзя избежать.
Антуан де Сент-Экзюпери.

Чалдон
Posts:741
Joined:12 Feb 2015 21:40

Re: Буксировка VS Гора

Post by Чалдон » 09 Feb 2016 20:27

Хана лебедке!))) Идея великолепная и легко изготавливаемая! В самом деле: можно на выезде не грустить в штиль, а оттачивать технику.

sergDubna
Posts:1499
Joined:08 Mar 2010 14:45

Re: Буксировка VS Гора

Post by sergDubna » 09 Feb 2016 21:47

Класс! На патентную чистоту проверь, если что - так сразу... :hihi: Жаль, не везде есть стометровые склоны, на которые
может заехать обычная "Волга". А вот для Юцы это отличная идея, если заменить УАЗ на лебедку (опять лебедку! :D ) с
тележкой, конструкция которой щадила бы дерновый покров. Колея от авто рано или поздно превращается в рытвины,
непреодолимые для самого авто. :geek: А в Крыму на северном склоне такая лебедка не нужна, он более пологий, - пущай
народ ноги качает. :)

423
Posts:377
Joined:19 Nov 2008 18:56
Location:Жуковский
Contact:

Re: Буксировка VS Гора

Post by 423 » 09 Feb 2016 22:57

Петрович! Да я не против всяких новых методик помимо скутерной буксировки. Но сначала должен изучить суть вопроса, хотя бы по оригиналам, поэтому хотелось бы ссылочку на оригинал методики или постараюсь сам найти его. Ну и потом, повторюсь. От ознакомления с методом до ввода его в наших краях имеется некоторая дистанция и нет гарантий , что все сразу пойдет у нас на "ура" Стоимость тоже играет роль. А так голословно объявлять метод сразу лучшим, не испытав его в действии, считаю преждевременным. Вот потому и пишу про 2-3 г. или даже больше. Время само покажет жизненность того или иного метода.
Ну, вот, нашел, ссылка на метод "руки на руках":
http://deltashkola.ru/read/tandem/
Изучаю и другим желающим рекомендую ознакомиться, а то судя по вопросам, методичку по скутерной буксировке не все прочитали даже.

423
Posts:377
Joined:19 Nov 2008 18:56
Location:Жуковский
Contact:

Re: Буксировка VS Гора

Post by 423 » 09 Feb 2016 23:16

Ну, по этой статье понятно, что это только ознакомительная статья. Lea дала более подробную информацию по некоторым техническим вопросам. Хотелось бы ознакомиться с методикой этого способа обучения.

На форуме НДВ есть "Инструкторский раздел" в котором обсуждаются разные, интересные только инструкторам, вопросы по обучению. Может и на нашем форуме открыть такой раздел?

User avatar
Urry
Posts:1102
Joined:27 Aug 2014 09:32
Location:Владивосток

Re: Буксировка VS Гора

Post by Urry » 10 Feb 2016 07:50

Ну, собсна, эту методику ( что описАла Lea ), с успехом использовал Алексей Калинин на подопытном парапланеристе Коленвале. ( Коленвал-он же Женя на моём видео " дюнные полёты на Малибу" под Сектор Газа). На Тандеме Аэрос он вывез Жеку 6 раз, после чего тот сам стартовал с учебной горки с подлётами-доворотами-посадками, и потом успешно выпаривал в двп на более серьёзной горе. Я слетал в Тандеме один раз, в чисто ознакомительных целях- почувствовать себя птицей. Типа я птичка- лечу и гажу, лечу и гажу... :hihi: , ну а потом по бразильской системе- три мужика на Малибу. Основной задел дал Тандем- гадить сверху мне очень понравилось, потому занятия не бросаю и упражняюсь по мере возможности. Единственный минус у нас--пассивка,ручная, и нужен оператор, кроме водителя. А так методика зачётная, даже просто желающих покатать и показать все прелести свободного полёта. :good:

User avatar
Олег из Саратова
Posts:1911
Joined:07 Mar 2011 17:31
Contact:

Re: Буксировка VS Гора

Post by Олег из Саратова » 10 Feb 2016 08:39

Собираюсь попробовать такую систему буксировки поскольку разочаровался в активке.
Эта схема позволяет буксровщику держать дельтаплан в поле зрения. А после посадки буксировщик сам привозит на старт и пилота и аппарат и трос.
Image
Истина это не то, что нужно доказывать, это то, чего нельзя избежать.
Антуан де Сент-Экзюпери.

vagabondo
Posts:645
Joined:25 Jan 2013 20:04

Re: Буксировка VS Гора

Post by vagabondo » 10 Feb 2016 09:24

lea wrote:Не забывайте про ещё один способ обучения дельтапланеризму, одновременно быстрый и безопасный. Активно используется в США. Пожалуй, я и не знаю более быстрой и безопасной первой фазы обучения (до третьего разряда, то есть до посадки в цель и начала парения).

Это тандемное обучение с использованием аэробуксировки*. Её главный плюс в том, что учлёт сначала учится управлять аппаратом в воздухе, а только потом проходит куда более сложные фазы - старт и посадку...
...

*Для того, чтобы быть эффективной, система должна быть хорошо отработана:
  • Буксировщик должен быть тихоходным, в идеале именно Драгонфлай (тихоход с аэродинамическим управлением). Пилот буксировщика достаточно опытным.
  • Тандемный дельтаплан должен быть оборудован специальными колесами и под спидбаром, и под килевой сзади - для старта с колес и посадки на колеса. "Сольный" аппарат, на который идет пересаживание после тандема, имеет большие колеса на спидбаре.
  • Соответственно, трава на аэродроме должна быть коротко подстрижена.
  • И тандем, и "сольный" учебный аппарат должны иметь удерживающую угол уздечку.
  • Замок отцепа на тандеме находится на стойке/спидбаре, для удобства использования обоими пилотами.
  • Подвесная система на тандемном дельтаплане должна быть специальная, как на картинке ниже (когда инструктор не сбоку, а сверху пассажира), чтобы не нарушать ощущения от управления. Сейчас стали шить такие подвески так, чтобы оба пилота могли достать до спассистемы.
  • Инструктор должен быть знаком с методикой тандемного обучения (кажется, она так и называлась "руки на руках").
Ну и выходит очень всё комфортно. Отсутствие страха, позитив, постепенное движение от простого к сложному (а не наоборот, как у нас тут обычно:)). Дельтапланы не разбираются, а хранятся в ангаре на аэродроме. Завести Драгонфлай и подготовить всё к полёту занимает меньше времени, чем размотать лебёдку или доехать/дотащиться до старта на горе.

У системы есть минусы (могу также подробно их расписать :) ), но они не касаются комфорта, скорости и безопасности
Тандем, безусловно, невероятно эффективная вещь в деле обучения.

Но, пример западных товарисчей, не всегда, гуд.
1. постепенное движение от простого к сложному (а не наоборот, как у нас тут обычно:)).
Это где у нас так, обычно?
2. Методика выглядит красиво, если не задумываться о том, что нужны "Драгонфлай", ангар, тандем, аэродром...
3. Был у меня учлёт прошедший обучение на тандеме с инструктором, в Англии. Налетал немало, денег взяли ЕМНИП тысячи полторы фунтов, даже рейтинг присвоили, да, вот незадача: ни держать крыло на старте, ни летать самомтоятельно, ни садиться, так и не научили :oops:

vagabondo
Posts:645
Joined:25 Jan 2013 20:04

Re: Буксировка VS Гора

Post by vagabondo » 10 Feb 2016 09:32

Николай Рысухин wrote:
Николай Рысухин wrote: Ну ясно. Просто мы видимо под эффективностью подразумеваем разные вещи.
vagabondo wrote:Можно поподробнее?
Можно попробовать. Сравнивать эффективность предлагаю по измеримым показателям.
Для простоты возьмем 2 показателя:
1) Количество полетов в день на человека (N)
2) Среднее количество летных дней в месяце (M)
Тут много спорить и придираться можно, но для получения устойчивых навыков нужно много повторений, это - факт, один полет = одно повторение взлета и посадки - тоже факт.
А поскольку время жизни у нас у всех ограничено, я буду считать эффективностью возможность получить более устойчивые навыки за отведенное время. А это просто произведение K = M*N, при прочих равных условиях.

...

То есть, в 3 раза больше на лебедке можно летать, даже если у вас под боком пару склончиков есть, это если утрировать.

Это я исключительно про первоначальные учебные полеты говорю. А вот уже потом, после освоения старта-посадки-поворотов, хорошая горка может быть очень полезна при наличии на ней динамика. Там можно практически забесплатно, то есть даром, налетать часы, освоить аппарат на различных режимах. Но это - уже другая история.

PS И да, про дрыщей и ДОД. Тут, Дима, я думаю, что физическая подготовка - это очень важная составляющая. Настолько важная, что ей требуется заниматься специально.
Но желательно - в свободное от полетов время, то есть - когда нет погоды, например. А на полетах надо отрабатывать непосредственно навыки, необходимые для полетов, так обучение именно полетам будет несколько эффективнее.
Коль, ты приводишь, чисто теоретические выкладки. 2. Я не противопоставляю склон лебёдке, а лишь утверждаю, что при наличии подходящего склона, нет смысла в СМС. 3. У нас буксировка (малинка) для перехода к полётам в термиках, к ней допускаем, уже более-менее подготовленных товарищей. Пот поводу доп. физ подготовки поколения доходяг, ты это серьёзно? :D

Post Reply