Буксировка VS Гора

Вопросы техники пилотирования, а также различных методик и подходов в обучении

Moderators:SysTry, lea, Andrew

DиVнЫй
Posts:799
Joined:06 Apr 2012 22:15
Location:ТТФ
Contact:
Re: Учись учить летать на дельтаплане

Post by DиVнЫй » 29 Jan 2016 18:44

423 wrote:Тут вот Минский правильно задал короткий вопрос, как бы резюме по теме:
A.M. wrote:Не кажется ли благородным донам и доньям, что назрела тема "Лебедка vs Гора"?
Может не будем противопоставлять гору и лебедку? Полеты как и обучение привязываются к местности. Где летают, там и приспосабливаются. На горе тоже элементарно и прекрасно выглядит процесс обучения ) Я не много конечно видел, давно сам участвовал, но я бы не сказал, что на горе я больше вспотел, чем на лебедке )))
Вспоминаю зимой лебедочку, да на саночки, да по сугробикам по поясочек, эх раз взяли )) а ветер, гад для самой дальней точки установки. -20 градусов, а телогреечка расстегнутая да на футболочку и никто не замерз ))

User avatar
An.Petrovich
Posts:1240
Joined:07 Sep 2010 09:34

Re: Учись учить летать на дельтаплане

Post by An.Petrovich » 29 Jan 2016 18:53

DиVнЫй wrote:Может не будем противопоставлять гору и лебедку?
Илюх, я думаю, что из тех кто в теме - никто, собсно, и не противопоставляет. За исключением категоричных. :D
Сравнить методики обучения с горки VS с лебёдки на предмет плюсов и минусов - вот это всегда пользительно! :good:
А применять то или другое - зависит от контекста и обстоятельств. Можно и молотком по пальцам, а можно и блоху подковать.
Женя вот ещё одну темку про обучение подкинуть подумывает (палю :hihi: ), чтобы было ещё интереснее сравнивать. Сам жду с нетерпением, ибо тоже есть что сказать. ;)
Превращаю высоту в скорость.
Скорость - в манёвр.
Манёвр - в удовольствие.
Так зажигаю!
(вольная интерпретация формулы А.И.Покрышкина: "Высота - скорость - манёвр - огонь!")

User avatar
chuffed88
Posts:2726
Joined:02 Sep 2014 19:13
Location:Алматы, Казахстан

Re: Буксировка VS Гора

Post by chuffed88 » 29 Jan 2016 19:41

Я еще раз извиняюсь, что задаю вроде бы элементарные вопросы. К сожалению многие вопросы на лекциях остались без точного ответа, и тот график зависимости Сх от Су один из них.
И я тоже имела ввиду установившийся полет, подпихивание совсем ненамного.
Да, это я сделала вывод, что 3я точка на графике соответствует режиму минимального снижения, между 3 и 4 постепенно начинается срыв, скорость падает, снижение увеличивается. И в 4 точке распространяется по всему крылу, а сама 4я точка - минимальная скорость аппарата. И вроде внешне это совпадает с полярой скоростей, потому и сомнений не возникало. Точка наилучшего качества там отмечена. А вот как на графике найти точку минимального снижения, если не провести касательную паралельно оси ОХ?

User avatar
An.Petrovich
Posts:1240
Joined:07 Sep 2010 09:34

Re: Буксировка VS Гора

Post by An.Petrovich » 29 Jan 2016 20:21

chuffed88 wrote:я сделала вывод, что 3я точка на графике соответствует режиму минимального снижения
Режиму минимального снижения соответствует экономический угол атаки.
Он больше наивыгоднейшего, но меньше критического.
На графиках по твоей ссылке эта точка находится между точкой наивыгоднейшего угла атаки (которая находится между точками 2 и 3) и точкой 3.
chuffed88 wrote:между 3 и 4 постепенно начинается срыв, скорость падает, снижение увеличивается. И в 4 точке распространяется по всему крылу
Срыв начинается ДО точки 3 (где-то между точками 2 и 3 - там, где зависимость Cy от УА перестаёт быть линейной; этот АУ называется "угол атаки начала срыва"), а в точке 3 - срыв уже распространяется по всему крылу.
chuffed88 wrote:а сама 4я точка - минимальная скорость аппарата.
Минимальная скорость на эксплуатационных режимах полёта - это точка 3.
Минимальная скорость на критических режимах полёта - находится где-то около точки 4, где точно - по этим графикам не видно. Но можно посчитать.
chuffed88 wrote:И вроде внешне это совпадает с полярой скоростей, потому и сомнений не возникало. Точка наилучшего качества там отмечена. А вот как на графике найти точку минимального снижения, если не провести касательную паралельно оси ОХ?
На приведённых графиках экономический угол атаки в явном виде найти нельзя.
Но на основе этих графиков можно построить поляру скоростей снижения, и получить экономическую скорость и экономический УА.
Превращаю высоту в скорость.
Скорость - в манёвр.
Манёвр - в удовольствие.
Так зажигаю!
(вольная интерпретация формулы А.И.Покрышкина: "Высота - скорость - манёвр - огонь!")

Hotbird
Posts:568
Joined:17 Dec 2011 20:41

Re: Буксировка VS Гора

Post by Hotbird » 29 Jan 2016 20:39

to Chuffed88:
Подъемная сила - это проекция полного сопротивления на вектор скорости(да косяк , не на сам вектор -на перпендикуляр ;) ), а этот самый вектор на лебедке направлен под большим углом к горизонту, это надо учитывать при подобных прикидках. Высчитывать не буду, но что-то мне подсказывает, что на Vнв выгоднее буксироваться, по крайней мере планера так тягают. Хочешь улететь выше-проси тягу больше, воздушная скорость будет та же , но под более крутым углом планирования, тем больше будет её проекция на вертикаль.

Кстати никто из гуру буксировки в Аскарово в этом году не собирается? Очень хочу научиться тягаться. У нас есть и активка ,и гидропассивка, но бразильская система мне не подходит. Мне и на парике страшно до одури , а на дельте тем более.
Last edited by Hotbird on 29 Jan 2016 21:22, edited 2 times in total.

User avatar
An.Petrovich
Posts:1240
Joined:07 Sep 2010 09:34

Re: Буксировка VS Гора

Post by An.Petrovich » 29 Jan 2016 20:53

Hotbird wrote:Подъемная сила - это проекция полного сопротивления на вектор в скорости
Ещё одно новое слово в ара-динамике )))
Ребяты! Давайте уже будем сначала читать книжку, а потом писать на форуме, а? :read:
Превращаю высоту в скорость.
Скорость - в манёвр.
Манёвр - в удовольствие.
Так зажигаю!
(вольная интерпретация формулы А.И.Покрышкина: "Высота - скорость - манёвр - огонь!")

User avatar
chuffed88
Posts:2726
Joined:02 Sep 2014 19:13
Location:Алматы, Казахстан

Re: Буксировка VS Гора

Post by chuffed88 » 29 Jan 2016 21:10

Если в точке 3 срыв уже распространился по всему крылу, то откуда берется подъемная сила?
Как-то почему угол наивысшего качества находится именно там мне вполне понятно - когда отношение подъемной силы к сопротивлению максимально. А вот при каких условиях скорость снижения минимальна теперь совсем непонятно... раньше думала, что когда подъемная сила максимальна.

User avatar
chuffed88
Posts:2726
Joined:02 Sep 2014 19:13
Location:Алматы, Казахстан

Re: Буксировка VS Гора

Post by chuffed88 » 29 Jan 2016 21:13

To Hotbird: я говорила об угле атаки, а не тангажа, а он не зависит от положения горизонта. Полное сопротивление это интересно) вообще это называется результирующая аэродинамическая сила, но да ладно.

Hotbird
Posts:568
Joined:17 Dec 2011 20:41

Re: Буксировка VS Гора

Post by Hotbird » 29 Jan 2016 21:38

Я не про угол атаки. Я в целом о том как большей скороподъемности добиться, вроде с этого начали. Мне показалось, что ты учитываешь только роль подъемной силы в увеличении скороподъемности, я указал на другие факторы. Настаивать на своей правоте не буду, сам открывал книжку лет 10 назад, а склероз и альцгеймер берет своё. :)

Угол атаки -это исключительно теория, указателя скорости то у 90% нет , а индикатор угла атаки наверное вообще еще никто не догадался сделать.
p.s. полная а/д сила конечно. :facepalm:

vagabondo
Posts:645
Joined:25 Jan 2013 20:04

Re: Учись учить летать на дельтаплане

Post by vagabondo » 30 Jan 2016 15:51

423 wrote:Тут вот Минский правильно задал короткий вопрос, как бы резюме по теме:
A.M. wrote: Еще раз повторю, сам как инструктор, прошел на протяжении многих лет все тяготы обучения по старинке со склона и хорошо знаю этот метод прошлого столетия. Можно конечно им пользоваться и сейчас, но мы все-таки живем в 21 веке и пора бы с "этажерок Райт" перейти на реактивную технику. :) в вопросах обучения..
Эк, вы круто "прошлое столетие", "этажерки Райт". Можно поинтересоваться, по каким параметрам, буксировка, по сравнению с горкой,-это, реактивная техника, по сравнению "этажеркой"?

423
Posts:377
Joined:19 Nov 2008 18:56
Location:Жуковский
Contact:

Re: Буксировка VS Гора

Post by 423 » 30 Jan 2016 17:28

http://www.youtube.com/watch?list=PL5C5 ... -OmFUcqz2w
http://www.youtube.com/watch?v=slgYKFdV ... 78&index=4
Ответ уже был выше.
Уважаемые коллеги!
Моей целью было еще раз привлечь внимание инструкторов к хорошей современной методике первоначального обучения полетам на дельтаплане. Преимущества ее я привел. Подтверждением эффективности служит применение ее не только в США (где она родилась), но и в других странах. Авторы методики сделали хорошее описание и видеофильм по ней и выложили все это в открытый доступ. Данная методика одобрена и рекомендована Американской ассоциацией дельта и парапланеризма. Мы в своем клубе используем ее уже 10 лет.
Хотелось бы, чтобы и у нас другие клубы обратили свое внимание на этот метод обучения.
Заинтересованным лицам в использовании метода скутерной буксировки готов дать любые пояснения на этот счет.

vagabondo
Posts:645
Joined:25 Jan 2013 20:04

Re: Буксировка VS Гора

Post by vagabondo » 30 Jan 2016 18:27

423 wrote:http://www.youtube.com/watch?list=PL5C5 ... -OmFUcqz2w
http://www.youtube.com/watch?v=slgYKFdV ... 78&index=4
Ответ уже был выше.
Уважаемые коллеги!
Моей целью было еще раз привлечь внимание инструкторов к хорошей современной методике первоначального обучения полетам на дельтаплане. Преимущества ее я привел. Подтверждением эффективности служит применение ее не только в США (где она родилась), но и в других странах. Авторы методики сделали хорошее описание и видеофильм по ней и выложили все это в открытый доступ. Данная методика одобрена и рекомендована Американской ассоциацией дельта и парапланеризма. Мы в своем клубе используем ее уже 10 лет.
Хотелось бы, чтобы и у нас другие клубы обратили свое внимание на этот метод обучения.
Заинтересованным лицам в использовании метода скутерной буксировки готов дать любые пояснения на этот счет.
То, что методика, 10 лет работает в США-совершенно не показатель того, что её необходимо (или предпочтительно), применять у нас (разве только, при условии полного отсутствия, подходящих для обучения, горок. ИМХО!

User avatar
Enot17
Posts:349
Joined:25 Jan 2015 20:34
Location:Москва-Б.Грызлово

Re: Буксировка VS Гора

Post by Enot17 » 31 Jan 2016 12:57

Коллеги, а можно мне, с моим небольшим опытом, свои 5 коп.? Понимаю, здесь все метры...

Опишу собственные наблюдения а так же страхи (больше вроде не о чем).
У нас обучение идет на активной лебедке, т.к. до ближайшей горки 1,6 тыс.км. (и разговоры о том, что нам просто "лень в горы выехать" вызывают те же чувства, что и у парижской бедноты предложение "если нет хлеба пусть едят пирожные". Автор последней цитаты закончил на гильотине. Намек. ;) )
Соответственно для меня сейчас - это самый простой метод старта. Понятно что за неимением другого опыта. Старт со склона еще предстоит осваивать (надеюсь по весне мы всеж доедем до Юцы). В прошлый выезд до подлетов я так и не добрался - погода, первоначальный опыт, плюс растяжение выбившее из строя. Но есть опыт пробежек по склону. И вот что я думаю:
При старте с лебедке было так, что дельт меня обогнал при старте (недоразмялся). Отцепился (зубной замок), плюхнулся на "пузо" на колеса. Когда я думаю что будет, если это произойдет на склоне... :facepalm: бр-р...
Присутствует страх (ну или небольшая тревожность) про то, что при старте со склона можно: споткнуться, ... ну блин не знаю, еще что-то (сам не знаю). А высоты под тобой будет уже ... мама-а-а-а :shock:
На лебедке изначально нас ни кто не выдергивал. Были пробежки под тягой. Потом подлеты на высоте метра. Когда меня первый (да и второй) раз затягивали на высоту, инструктор СНАЧАЛА протягивал меня пяток-десяток метров по прямой на высоте метра, и только убедившись, что полет нормальный давал тягу (все заранее оговорено, и давалась команда по рации). Кстати, так что задирать трапецию нас не учат.

Теперь некоторые соображения в пользу склона. Склон - это "праздник который всегда с тобой". Сколько раз было - погода вроде норм, но: не работает лебедка (было в начале обучения), тот же трос иногда надо менять. Или нет кворума. Или не может инструктор. По склону я мог бы и один побегать. И даже подлететь. Т.е. на лебедке больше факторов, которые надо свести воедино чтоб тренировка удалась.

Думаю спор не о чем. Иметь под боком хороший склон но юзать лебедку? Или не иметь вокруг гор, но с упертостью тех самых мышей: плакать, колоться, но продолжать грызть кактус - т.е. отрицать лебедку и выезжать раз в год на гору?
В начале сотворил Бог небо и землю. И сказал Бог: и птицы да полетят над землёю. И стало так….
И сотворил Бог человека. ... И посмотрел человек на небо, и увидел птиц небесных, парящих в вышине.
И сказал человек: Я тоже так хочу!

User avatar
makros
Posts:1201
Joined:10 Jan 2009 16:51
Location:Киев-Москва
Contact:

Re: Буксировка VS Гора

Post by makros » 31 Jan 2016 13:54

Енот, почти все правильно. Даже подлетвать одному нельзя! Летать кворумом от 3 человек.
Всё еще нет фэйсбука? Тогда мы идем к Вам!

User avatar
KIPISH
Posts:567
Joined:03 Jun 2010 19:58
Location:Казахстан, Алматы

Re: Буксировка VS Гора

Post by KIPISH » 31 Jan 2016 13:57

Имею смелость предложить, тем кто собирается приехать к нам на соревы в августе и имеет мало опыта стартов с горы, приехать к нам на недельку раньше и поучиться стартовать. Сначала на наших учебных крыльях, потом на своих.
Извиняюсь за оффтоп, но помню, пока был еще РП и совсем чайником и наблюдал за стартами пилотов с нашей горы, как некоторые пилоты мандражировали на старте, не могли выставить угол и стартовали с провалом и подрывом, сердце екало раз по 5 на дню. Раньше не заморачивался на эту тему, но после создания этой ветки, подумал, что можно предложить желающим.
Надеюсь никто не подумает, что это слишком скоростное обучение, т.к такие пилоты уже знают основные режимы дельтаплана и могут его хорошо контролироват и управлять им. Таким пилотам хватит 3-4 дня обучения, для освоения старта с горы.
Всем желающим велком и пишите пожплуйста заранее.

Post Reply