faiwer wrote:У Тандема свои колёса. С них и стартовали. Телегу сделали уже потом.
Валерий С, вы считаете, что с ног безопаснее? Телегу вроде для того и сделали, чтобы без всяких там перецепок, спотыканий на старте, скачущего угла атаки при разбеге и пр. обойтись. Т.е. для увеличения безопасности, а не наоборот.
Да, я считаю, что с ног на лебедке безопаснее.
Телега, если я правильно понимаю, появилась сначала для аэробуксировки. Именно потому, что требуется точное управление сразу после отрыва. Чтобы после отрыва не взмыть, а точно занять место за буксировщиком.
А на лебедке - пофиг, оторвался и попер. Только крена исправляй, если будут, конечно. То есть точного непрерывного управления не требуется.
Перецепка на этапе обучения - абсолютно лишняя. Перецепка добавляет высоту набора на затяжке, что актуально уже потом, когда более-менее освоился. Да и несложно это совсем - перецепляться. Для меня исключение перецепки - недостаточный аргумент для перехода на телегу и все, связанные с ней, хлопоты, включая повышенные требования к полосе разбега. Лебедочные старты же обычно посреди поля.
На малинке - да, там телега может быть полезна. В отличие от лебедки, где старт разворачивается против ветра, малинка привязана к дороге. То есть, с одной стороны, вероятность старта с боковиком - выше (то есть надо ломиться, как в штиль), а с другой - дорога с подходящим для телеги покрытием - вот она.
"Скачущего угла атаки при разбеге" не бывает. Это же упражнение №1 - пробежки с аппаратом по полю. И в точности так и надо стартовать на лебедке - разбежаться, чтобы крыло полетело, потом плавненько отдать. На лебедке точно так же, как и при любом другом старте с ног (склон, метла) важен хороший разбег. (Ну, пусть будет "нормальный разбег", если сравнивать с метлой. Для лебедки требование к разбегу, все-таки, меньше, чем для метлы.) Несмотря на немалую тягу, падение на лебедке на старте видел несколько раз. Но это были совсем отмороженные лентяи - два шага, ручку от себя, и - тяните меня, что же вы не тянете...
Ну, и про тягу добавлю. Избыточная тяга может быть опасна, провоцирует раскачку. Тяга равна весу (примерно, чуть меньше), а вообще пилот должен знать свою комфортную тягу и сообщать ее оператору. И задача оператора - выдержать заданную тягу. То есть лучший оператор - автомат тяги. Если его нет, оператор отслеживает вручную по динамометру. Ну еще можно сбрасывать, если пилот не справляется с раскачкой.
Вот как-то так все это выглядит в моей голове
