Продольная устойчивость дельтаплана
Moderators:SysTry, lea, Andrew
Вспомнилась история, как на одном вполне устойчивом аппарате пилот решил слегка укоротить задние продольные троса. Чуть-чуть. На пару сантиметров (по его словам). В первом же полете эффект "как на игле" был достигнут в полном объеме. А казалось бы - с чего? S только чуть-чуть уменьшилось, а на самом деле получилось, этого чуть вполне хватило, чтоб едва не закувыркаться...
А был случай, что при аналогичной операции таки доводили практически до кувырка (ну, т.е. был бы кувырок, да склон помешал). Такая фигня.
А был случай, что при аналогичной операции таки доводили практически до кувырка (ну, т.е. был бы кувырок, да склон помешал). Такая фигня.
- An.Petrovich
- Posts:1240
- Joined:07 Sep 2010 09:34
Re: Продольная устойчивость дельтаплана
Херня какая-то... или магия...Олег из Саратова wrote:в корне осталось 9%, концевые стали примерно 11 - 12%.

(ушёл думать законах божьих и смысле жизни...)
Превращаю высоту в скорость.
Скорость - в манёвр.
Манёвр - в удовольствие.
Так зажигаю!
(вольная интерпретация формулы А.И.Покрышкина: "Высота - скорость - манёвр - огонь!")
Скорость - в манёвр.
Манёвр - в удовольствие.
Так зажигаю!
(вольная интерпретация формулы А.И.Покрышкина: "Высота - скорость - манёвр - огонь!")
- Олег из Саратова
- Posts:1911
- Joined:07 Mar 2011 17:31
- Contact:
Re: Продольная устойчивость дельтаплана
А он укоротил нижние троса или верхний? Изменял ли он другие параметры? На каком аппарате это было? Тут надо разбираться в комплексе. А вообще, троса АПУ должны натягиваться только на отрицательных углах атаки ( я так думаю, поправьте , если не так). И если без S-образия профиля аппарат теряет устойчивость, значит надо искать причину в другом.pyankov_v wrote:Вспомнилась история, как на одном вполне устойчивом аппарате пилот решил слегка укоротить задние продольные троса. Чуть-чуть. На пару сантиметров (по его словам). В первом же полете эффект "как на игле" был достигнут в полном объеме. А казалось бы - с чего? S только чуть-чуть уменьшилось, а на самом деле получилось, этого чуть вполне хватило, чтоб едва не закувыркаться...
А был случай, что при аналогичной операции таки доводили практически до кувырка (ну, т.е. был бы кувырок, да склон помешал). Такая фигня.
Истина это не то, что нужно доказывать, это то, чего нельзя избежать.
Антуан де Сент-Экзюпери.
Антуан де Сент-Экзюпери.
Re: Продольная устойчивость дельтаплана
Может подскажете? Симптомы такие: аппарат Стажер-14; 1)на старте не ложится на поток, -клюет как по тангажу так и по крену (удержать практически невозможно). В полете: немного просыпавшись сразу набирает скорость а далее как по описанию: ручка не имеет полетного положения (т.е. не стремится в нейтраль, а наоборот). По тангажу ОЧЕНЬ чувствительна, По крену: при небольшом нормально, при увеличении -сильно стремиться в сторону крена. Минимальная полетная скорость около 50км/ч. Посадка соответственно с взмыванием и БАХом. Аппарат был изначально перетянут (подусевший парус). После установки натяжения по парусу в 30кг.(на консолях) на старте начал вести себя более адекватно, но в полете стало еще хуже: на балансирное управление по крену нет совершенно никакой реакции, только на координированое управление с отдачей ручки, что в сочетании с гиперчувствительностью по тангажу просто убийственный союз. При этом остается тенденция к усилению крена. Аппарат собран правильно: V-образность около нормы. Попробовать увеличить крутку путем отпускания поперечины не удалось по временно техническим причинам. Латы проверялись только на соответствие левых правым. За ваши предположения буду благодарен.
P.S. Такой-же аппарат в г.Одесса летает просто прекрасно!!!
P.S. Такой-же аппарат в г.Одесса летает просто прекрасно!!!
- Олег из Саратова
- Posts:1911
- Joined:07 Mar 2011 17:31
- Contact:
Re: Продольная устойчивость дельтаплана
Фото и видео, пжлста. А то по описанию не всё понятно.faradey wrote:Может подскажете? Симптомы такие: аппарат Стажер-14; 1)на старте не ложится на поток...
Истина это не то, что нужно доказывать, это то, чего нельзя избежать.
Антуан де Сент-Экзюпери.
Антуан де Сент-Экзюпери.
Re: Продольная устойчивость дельтаплана
Фото и видео нет. Самому интересно посмотреть со стороны. К сожалению обстоятельства не позволяют.
Re: Продольная устойчивость дельтаплана
Такое ощущение, что перетянут по поперечине. Крутку бы глянуть сзади.
Ну и заодно проверить профиля и все остальное.
Рогалл, кстати, не лавсановый, часом? Такое ощущение, что аппарат как бы не 80х годов (или начала 90х)
Ну и заодно проверить профиля и все остальное.
Рогалл, кстати, не лавсановый, часом? Такое ощущение, что аппарат как бы не 80х годов (или начала 90х)
Re: Продольная устойчивость дельтаплана
Год постройки неизвестен, как и история. Из истории известно только: последний хозяин разбился на нем на Клемухе (не насмерть), что и неудивительно (причины описаны выше). Парус -пропитанный лавсан (г-но..). По поперечине мое мнение такое же. Просто в день облета планку удлинения троса натяжения поперечины не удалось поставить. Но возможны и другие причины как и способы решения. Поэтому написал в этой ветке. Еще предположения принимаются как и др. любая информация по Стажеру.
Если кто обратил внимание -антипикирующие троса подвязаны на крайние латы. Какие мнения по этому поводу?
Более всего смущает гиперчувствительность по тангажу: в полете так и не смог добиться нормальной полетной скорости (или срывается, или набирает скорость). Могут ли работать в этом случае антипики при недостаточной крутке? (предположение).
Если кто обратил внимание -антипикирующие троса подвязаны на крайние латы. Какие мнения по этому поводу?
Более всего смущает гиперчувствительность по тангажу: в полете так и не смог добиться нормальной полетной скорости (или срывается, или набирает скорость). Могут ли работать в этом случае антипики при недостаточной крутке? (предположение).
Re: Продольная устойчивость дельтаплана
Вадим. антипики в нормальном полете не должны мешать как я тебе говорил. Как их настраивать тоже. Чтобы вообще исключить вопрос о антипиках в твоем случае- возьми просто тросики отсоедини и пролетись с горочки. Кроме сего какие латы они должны поддерживать конкретно спроси у Вована.(точно не на крайних, даже на фотке "продается Стажор"в разделе "Купи..." видно)Так как на твем фото я еще не видел такого!.Если по каркасу понятное дело все нормально имею ввиду - не перетянуты ли троса (не изгибают килевую), нормальное "V", натяжение (правильных) лат, по консолям, поперечка, одинаковые трубы, антипики, то "собака" сидит в парусе скорее. и как говорил из истории (.......)аппарата неизвестно кто шил парус, по каким чертежам и каими рукамиfaradey wrote:Год постройки неизвестен, как и история. Из истории известно только: последний хозяин разбился на нем на Клемухе (не насмерть), что и неудивительно (причины описаны выше). Парус -пропитанный лавсан (г-но..). По поперечине мое мнение такое же. Просто в день облета планку удлинения троса натяжения поперечины не удалось поставить. Но возможны и другие причины как и способы решения. Поэтому написал в этой ветке. Еще предположения принимаются как и др. любая информация по Стажеру.
Если кто обратил внимание -антипикирующие троса подвязаны на крайние латы. Какие мнения по этому поводу?
Более всего смущает гиперчувствительность по тангажу: в полете так и не смог добиться нормальной полетной скорости (или срывается, или набирает скорость). Могут ли работать в этом случае антипики при недостаточной крутке? (предположение).
Пардон, что повторяюсь, может кто что-то скажет свое

Re: Продольная устойчивость дельтаплана
Совсем Антиверёвки ликвидировать нельзя. Перевернуть на мачту и хотя-бы немного нагрузить( по ведру песка на парус на каждую консоль ). В таком состоянии подвязать центр, и латы до 4-й включительно. Если на корневых нет гибких хвостиков, то отогнуть заднюю часть латы от линии пришива кармана миллиметров на 30 вверх. И то ,если антипалок нет, стрёмно получится, особенно на старте. НИКАКИХ ПОЛЁТОВ на парение и в турбулентность и выше "высоты сворачивания шеи"!
По натяжению поперечины: консоль должна только-только лечь в парус по передней кромке. Это будет первая итерация. Если это, конечно, настоящий "Стажёр".
Позвоните Чуфарову, телефон в личку скину. Я не помню точно такого опыта на Стажёрах. Арочный торс снизу- да,а концевых антиверёвок.... смутно, на уровне ощущений...
По натяжению поперечины: консоль должна только-только лечь в парус по передней кромке. Это будет первая итерация. Если это, конечно, настоящий "Стажёр".
Позвоните Чуфарову, телефон в личку скину. Я не помню точно такого опыта на Стажёрах. Арочный торс снизу- да,а концевых антиверёвок.... смутно, на уровне ощущений...
Re: Продольная устойчивость дельтаплана
Я учел Ваши замечания, СПАСИБО!!! Очень благодарен!!! Единственное не получилось отпустить поперечину (но это пока). Просто здесь тема интересная, особенно когда человек изменил аэродинамическую крутку и ему это помогло (в теме выше). Я пока этого делать не собираюсь (сначала отпущу поперечину). У нас разные случаи (там вытянутый парус как я понял, а у меня севший), а вот аппараты ведут себя схоже. Уверен, что понимание процессов в аэродинамике (что на что влияет) не помешает нашему сообществу. Учится никогда не поздно и лишним не будет. Мне даже кажется, что современные топовые дельты как раз и отличаются отношением геометрической крутки к аэродинамической. У Володи Стажер летает как бы не получше Дискусов. Кстати по факту, с перетянутым парусом мой пролетел с аэродинамическим качеством как у Комбата (вернее просвистел). Старт 30м. и пролет более 300м. против ветра. Понятно, что это пока не дельтаплан, но доведем! (лишь бы война закончилась!).
- Олег из Саратова
- Posts:1911
- Joined:07 Mar 2011 17:31
- Contact:
Re: Продольная устойчивость дельтаплана
Чёта он не очень похож на Стажёр. У Стажёра размах 11 метров, а у этого скока?
Истина это не то, что нужно доказывать, это то, чего нельзя избежать.
Антуан де Сент-Экзюпери.
Антуан де Сент-Экзюпери.
Re: Продольная устойчивость дельтаплана
возьми просто тросики отсоедини и пролетись с горочки.
Вы же знаете, что для меня это не так просто. Иначе дельт давно бы залетал. В хорошие времена, а тем более летом,... я даже о существовании форума не догадывался...
Вы же знаете, что для меня это не так просто. Иначе дельт давно бы залетал. В хорошие времена, а тем более летом,... я даже о существовании форума не догадывался...
-
- Posts:722
- Joined:07 Dec 2009 08:40
Re: Продольная устойчивость дельтаплана
Самому на Стажере летать не доводилось.Помню лишь что в "Нулевом"состоянии он очень затянут и очень чувствителен сам по себе.При этом дубовый в управлении.Видимо связано с пропиткой(В те времена-Эпоксидка с пластификатором или смола ТФ-6 с пластификатором).Можно посоветовать вывесить аппарат в перевернутом состоянии и нагрузить парус каким-нибудь грузом(мешочки с песком),чтобы он вытянулся чутка и встал в нормальное состояние.Стоит невытянувшийся парус облетывать со слегка отпушеным состоянием и поперечиной.Еще был опыт облетывания дельта Дедал с пропитанным парусом,пролежавшим на нагретых трубах в подвале.Парус при этом повело волнами.На первый взгляд он в принципе летать не мог,т.к. волны были поперек тока воздуха.Но ка ни странно дельт летел и даже попарил на нем с полчаса.Помню что летный диапазон углов атаки был очень узкий,поворачивал дубовато и ход ручки по тангажу был очень узкий.При выходе за его пределы крыло теряло подъемную силу.Посоветовал хозяину намочить крыло и вывесить с нагруженным парусом,но он не стал заморачиваться и крыл где-то затерялся.Еще у нас был случай ребята на Стажере не то крайние консоли неправильно поставили(натяжка паруса провернулась),не то с антипике на концах чего напутали в г.Прокопьевске -кончилось плохо.Узнай у москвичей как ставить.