
И так в нашем клубе появился аппарат для первоначального обучения Кондор 330 производства американской фирмы Wills Wing. Написанное ниже не является инструкцией к применению. Это всего лишь мои размышления, наблюдения и выводы. Немного о том с чего собственно все пошло. В далеком 1998 годы мы с товарищами решили возобновит полеты после десятилетнего перерыва и откопав старый Славутич УТ отправились на горку. Это было время когда дельтапланеризм в Якутске вымер полностью, но буйно расцвел парапланеризм. Там же я впервые познакомился с парапланами и первоначальным обучением полетам на них. И сравнение складывалось не в пользу дельтаплана. Молодеж на парапланах уже к концу первого дня начинала летать с горки высотой 30-ть метров, наш же ученик в тот день так и не полетел. В дальнейшем он вообще отказался от идеи продолжать обучение. Можно конечно долго рассуждать о мотивации и инструкторских навыках. Я же хотел бы остановиться вот на каком аспекте. Сравнивая в тот момент полеты новичков на разных типах летательных аппаратах, я выделил как основополагающий момент – это скорость. Скорость изменения событий при полете на дельтаплане значительно превышает скорость изменения событий на параплане. Что в свою очередь помогало парапланеристам быстрее адаптироваться к своему летательному аппарату и соответственно быстрее его освоить. Потом был кризис, смена места работы и полеты опять ушли «на потом». Но в 2008 году удалось их опять возобновить, опять появились новички и встал вопрос о системе обучения. Порывшись в интернете я набрел на сайт клуба Горизонт, где root и Владимир подробно описывали используемую ими «Американскую систему» обучения с использованием аппарата большой площади и маломощной активной лебедки. Вот именно то о чем я мечтал, подумалось мне.
И вот этот аппарат появился у нас. Первое впечатление – «ОН ОГРОМНЫЙ» и вместе с тем очень легкий. Парус сшит из материала применяемого в яхтинге для пошива спинакеров и генакеров. Он тоньше и легче обычного дакрона. Трубы все тонкостенные и тоже очень легкие. В процессе сборки иногда возникает впечатление о «жидкости» не надежности конструкции. Но впечатление это обманчиво, понимаешь это уже при первой попытке пробежаться с аппаратом.
И так еще раз и попорядку.
Перевозка и хранение.
Перевозим и храним мы его с отстыкованными крайними частями консоли. Таким образом транспортировочный пакет получается порядка шести метров. Это немного не удобно, каждый раз приходится тягать парус по консоли туда сюда, но другого выхода у нас нет, в собранном виде консоль примерно семь с половиной метров и в гараж он не входит. На сегодняшний момент деформаций на трубах от перевозки и хранения не обнаружено.
Сборка.
Собирается аппарат как и все на ручке. Дополнительная процедура лиш подстыковка крайних частей консоли. Крайняя труба имеет продольный паз фиксирующий ее от проворачиванья, от выпадения она фиксируется лямкой паруса. По времени, примерно как сборка Таргета. Да чуть не забыл, для сборки желательно иметь лавочку. Поскольку даже с моим почти двух метровым ростом застегнуть носовой трос с земли не получится. При разборке аппарата в момент свидения крыльев стоит обратить внимание на движение распорки. Может залезть куда-нибудь не туда.
Переноска.
Здесь хочу отметить, что аппарат этот может эксплуатироваться при ветре до 3-х м/с. При более сильном ветре маневры с ним на земле становятся не безопасны. Думаю его очень даже легко сломать.
Наш аппарат мы оснастили колесами и в основном просто катаем его за килевую трубу.
Пробежки.
Вот здесь и начинает сказываться особенности этого аппарата.
На старте аппарат держать немного неудобно он пытается завалиться назад.
Пробежку можно начинать с ходьбы постепенно ускоряя темп. Аппарат легко взлетает, центруется и несет свой вес. Очень удобно отрабатывать загружение ручки во время разбега. Инструктор при этом может бежать рядом и подсказывать действия учлету. Скорость бега примерно средняя или чуть ниже. Зависит от наличия ветра. Скорость ветра в 2м/с сильно меняет картину.
Подцепка.
Первоначально предполагалось, что система подцепа будет с использованием уздечки, бочкового замка и специализированной вело ручки, но я не смог настроить уздечку. Возможно, попробую в следующем году. При старте с уздечкой тяжелого пилота приходилось подпихивать ручку для отрыва. Это не Айс подумал я и перешел на зубной замок.
Подлеты.
Первого учлета до первого подлета, я мурыжил почти четыре часа. Второго запустил после двух трех пробежек. Разницы в принципе никакой. Аппарат летит сам и не сильно важно, что при этом пытается изобразить учлет. В этот момент значительно важнее, что он уже летит и потихоньку привыкает к новым для себя ощущениям. А привыкая, он начинает делать то, что от него требует инструктор. Полет в среднем длится 10-25 секунд при длине веревки 250 метров до блока, а это уже время. Это не одна две секунды как при первых стартах на обычном крыле. К тому же у инструктора есть возможность посадить учлета если он, что то начинает делать совсем не то.
Повадки аппарата.
Прошу сильно не пинать, это всего лиш первые впечатления. Аппарат очень летучий. Скорость полета маленькая. Если во время полета ему полностью отдать ручку он будет лететь тише. Если ему полностью отдать ручку на посадке то он выполнит все положенные эволюции для посадки в «тапки». Аппарат чувствителен по крену и хорошо управляется, но если учлета заклинит и он зависнет в одном углу трапеции, то аппарат полетит по кругу. При попытке сделать цыркуль на крыле, аппарат касается консолью и продолжает плавно лететь вокруг нее. Загнанный в локаут аппарат немного приопустил нос и продолжил полет по большой дуге закончившейся мягкой посадкой по ветру.
Назначение и условия эксплуатации.
Аппарат предназначен для самых первых подлетов и пробежек. Имеет ограничение по высоте полета примерно 20 метров и углу крена 30градусов. Сила встречного ветра не должна превышать 3м/с. Нужен ли вам такой аппарат решать безусловно только вам опираясь на ваши местные условия. Я могу сказать лиш одно для наших Якутских условий это идеальная учебная парта. За время эксплуатации выполнено порядка 65 полетов и один из учлетов после 21 полета на Кондоре был пересажен на Таргет. Ребятам нравится то, что они начинают летать практически сразу. Нравится и то что падения, если они случаются, плавные. А от себя добавлю, что учить летать на Кондоре значительно проще чем на Таргете. Ну и в завершении хочется сказать следующее. Научиться летать на дельтаплане – это просто. Сложно- это научиться летать хорошо.