Post
by Aleksi » 31 Oct 2012 05:22
Почитал, от души посмеялся. Впомнинились смешные истории из своей летной жизни.
Не судите строго.
Вот одна из них. (Много букав)
Закон Мерфи
Все неприятности, которые могут произойти, обязательно произойдут.
Чтобы было более понятно, почему все произошло, именно так как произошло, позволю себе небольшое отступление.
Летать я начал в далеком 1981 году в возрасте 16- ти лет в клубе при институте Космофизики. Естественно что окружали меня доктора, всяких мастей научные сотрудники в общем самыми мелкими в иерархической лестницы были инженеры.
И я обычный школьник 9-го Б класса. Естественно относился я к ним с почтительным уважением, и в мою голову не приходила даже мысль, что среди этих умных и благородных людей могут затесаться мелкие авантюристы. Эх, интересные люди были вокруг.
И вот в 1986 году ковыряюсь в клубе лето на улице красотища хочется летать, но летать нельзя ветер дует с горки. На пороге появляется мужичек размерами приблизительно 2м х 1м с вопросом :- « че сидим, почему не летаем?»
Слово за слово познакомились, его зовут Валера (Я его не знал, поскольку недавно приехал окончив училище, учился три года).
В начале он, конечно, вызвал вопрос кто такой, почему не знаю. Но его поведение и его разговоры знание всех по именам знание, что где лежит, говорили о том, что он не первый раз пришел в этот клуб. Объяснение, что сам он с Украины в Якутию приехал по работе, что летает давно, и вот недавно приобрел новый аппарат в Чите, что мы сильно отстали, что для полетов гора совсем не обязательна и что все давно летают на буксире за машиной. Убедительности знание темы и тон не вызывали ни каких сомнений. Нужно заметить, что в тот момент мы действительно летали только с горы. Первая и единственная активная лебедка появилась только год спустя и то так и не была доведена до ума. Мотодельтапланы тоже были в проектах. В общем, убеждать меня долго не пришлось, аргумент новый аппарат сделал свое дело, и спустя какое-то время, прихватив еще троих человек из молодежи, мы уже мчали в сторону поста ГАИ, рядом с которым начинался огромный аллас. По дороге Валера рассказал, как он удачно облетал новый аппарат и даже налетал что-то порядка двух часов, что опять же для наших условий очень круто. Заодно он посвятил в тонкости организации буксировки расстановки людей и их обязанности. Было решено, поскольку из нас он самый опытный полетит он а мы, значит, будем его запускать. Сейчас этот вариант старта в слегка доработанном варианте называется Малинка, но тогда об этом я не знал.
Выглядело все следующим образом. В машине, а в нашем случае это была восьмерка сидит человек, который держит веревку, пропущенную через фаркоп и в случае возникновения избыточной тяги он эту веревку потихоньку стравливает тем самым, выполняя роль, динамометра и барабана одновременно. Второй человек там же для связи заранее обговоренными жестами он ведет связь с выпускающим и с пилотом в воздухе после старта. Ну, функции остальных выпускающего, пилота и водителя я описывать не буду, они в принципе понятны.
И вот, наконец, всем все понятно остается только отточить полученные теоретические знания на практике, мы приехали на поле. И здесь начинается самое интересное. Начинаем собирать аппарат, а это утешка клубной постройки ну и честно сказать далеко не лучшего качества. Аппарат его и соответственно собирает его он мы конечно с радостью помочь, но в основном на подхвате и вообще мы приехали посмотреть и поучиться. Но сборка что-то не клеится Валера, взяв какую-нибудь, трубу долго нарезает круги, примеряя ее и пытаясь сообразить, куда бы ее приткнуть. Я же до этого не летал на утешке и как она собирается, знал по большей части теоретически, в общем, пришлось обратиться к помощи молодежи. В процессе сборки выплыла еще одна очень интересная особенность, трубы каркаса были разной длины (тоесть третья труба от правой консоли подлине была не равна третьей трубе от левой консоли) и это касалось не только консолей. У меня начало потихоньку закрадываться сомнение как так человек, налетавший энное количество часов на аппарате не знает, как его собрать. Да и лягушка у него какая-то странная я хоть до этого и не видел ни разу зубной замок, но быстро сообразил что, улетая, он может забрать с собой зубы, а сделан он был, так что когда разжимаешь зубы, он отцепляется от подвески и все сооружение вместе с тросом улетает вниз. Но повторюсь, мы приехали посмотреть, летать никто из нас не собирался. Так что все продолжалось своим чередом.
И вот, наконец, аппарат собран, пилот в подвеске прогуливается вокруг аппарата, раздавая последние наставления всем и делая очень важный вид. Для начала, чтоб сработалась команда, будем делать подлет. Все по местам. Я выпускающий. В машине готовы. Пилот топает ногой, что означает готов, я даю сигнал на начало движения машины он, почему-то не дожидаясь появления тяги, начинает бежать через два метра спотыкается, и его не худенькая тушка погружается в дорожную пыль, срабатывает замок – отцеп аппарат клюет носом пилот на пузе. Встает, отцепляется, начинается подготовка к следующему старту. Я как выпускающий указываю ему на ошибочные действия, в общем, пересказываю ему все, что от него слышал несколько минут назад.
После небольшого перерыва Новый старт. Опять неудачно. Сейчас я уже не помню все причины, по которым он так и не взлетел, но что-то из области ошибок человека взявшего для пробежки первый раз в руки аппарат. После очередного падения Валера заявил, что сегодня не его день и что последний раз он сильно ударился каленом и поэтому сегодня уже больше «летать» не будет. Предложив любезно попробовать нам, если хотим.
Быть на полетах и не полетать – нельзя. Заявил мне много лет спустя один из мэтров дельтапланеризма. Тогда мне так никто не сказал, но видимо я это прочувствовал.
Летал я тогда на многих аппаратах легко пересаживаясь с одного на другой имел довольно приличный опыт по облету новых аппаратов к тому же аппарат по заверениям Валеры был облетан и доведен в Чите. Ошибки старта мне были понятны плюс юношеская бесшабашность в общем я решил попробовать.
Старт был легким. Я едва успел сделать два или три шага и оказался в воздухе. Сказать что все произошло быстро значит ничего не сказать. Все произошло в один момент. В следующий момент я понял, что либо аппарат был собран не правильно либо никто до этого на нем не летал. Его капитально тянуло в право. Причем усилие сподвигающее его войти в крен было настоль велико, что пытаясь противостоять ему пришлось вылезть в угол трапеции и максимально выкинуть в сторону ноги. Пока я барахтался под аппаратом, он в это время продолжал набирать высоту. Тем временем на земле события развивались далеко не лучшим образом. Веревка, заботливо разложенная в багажнике Валерой в момент растравливания превратилась в бороду к тому же каким-то образом зацепилась за фаркоп и скинуть они ее не могут. Я молча с закрытым ртом наблюдаю за энергичным копашением четырех рук которые все похоже еще сильней запутывают .
Машина едет я начинаю ее догонять . Переспектива вырисовывается давольно интересная. В этот момент кому то приходит в голову дать команду СТОП. Машина встаем как вкопанная секунда и я почти над ней. При этом во время всей буксировки веревка была натянута. Понимаю, что нужно срочно отцепляться, чтобы не стать камнем привязанным к веревке. Я выплевываю лягушку замок расстегивается и все сооружение вместе с тросом залетает через носовой на боковой трос и там благополучно делает петлю. Аппарат неприятно просидает назад как будто его кто то дернул за мачту интенсивно дергаю ручку на себя крыло начинает разгоняться вроде все нормально но я как раз пролетаю над машиной которая к сожалению стоит и соответственно скоро трос начьнет тянуть. удержать аппарат в прямолинейном полете и дотянуться до троса одновременно не получается из двух зол выбираю меньшее бросаю аппарат и бегу по трапеции до троса со второго раза удается раскрутить перехлест и сбросить трос вместе с лягушкой.Казалось бы все, а оказалось что самое забавное еще впереди. Тут я обнаружил, что место для полетов на буксире нужно выбирать более внимательно. Пока я ковырялся с тросом аппарат вошел в крен и естественно развернулся градусов на 90 и пролетел какое то расстояние. Подомной был овраг. Обычный овраг с водоемом в низу и отвесными берегами. Рассчитав траекторию движения своей тушки, я пришел к выводу, что она должна аккурат остаться на стенке оврага. Хорошо что все это время борясь с креном я держал повышенную скорость и перед самой стенкой я отдал ручку и просто запрыгнул на берег оврага . Но закон Мерфи есть закон Мерфи. в то время как мои ноги коснулись земли одна умудрилась попасть в еврашечью норку и в результате я здорово потянул связки (неделя на койке). Вот так я познакомился с буксировкой и Валерой. Он потом еще мотодельтаплан и самолет реактивный построил и даже попал с ним на обложку журнала Моделист конструктор. Но это уже другие истории.
А мне было сделано внушение руководителе нашего клуба и категорически запрещено повторять подобные эксперименты как архи вредные.