Онгудай - Горный Алтай
Posted: 19 Aug 2014 21:57
Приветствую, друзья! Предлагаю вашему вниманию небольшой отчет о поездке на полеты в Горный Алтай. Речь пойдет не об известном всем дельтадроме Курай (хотя в этом году мы там тоже отметились
), а о прекрасном, но уже почти забытом летном месте под названием Онгудай.
Состав экспедиции был совсем не большой - два пилота из Новосибирска и двое наших нелетающих друзей в качестве драйверов и просто для компании. Один из пилотов я, другой пилот -Александр, известный на этом форуме под ником Air_stivale.
Возможность поездки обсуждалась нами очень давно. Солоновка - традиционное место полетов дельта и парапланеристов Западной Сибири, в последнее время, все реже и реже радует нас подходящей погодой, и нам уже давно хотелось найти ей хорошую альтернативу.
В итоге решение принято, и в среду вечером мы стартуем из Новосибирска, чтобы преодолев 600 с лишним километров, встретить рассвет на берегу речки Урсул, на которой стоит районный центр Онгудай. Выспавшись и пообедав, мы решаем поехать на разведку старта. О его местонахождении и состоянии дороги к нему мы знаем только по рассказам и изучению карт в интернете. Хотя дорога на ретранслятор находится довольно легко, все наши надежды заехать туда на своей технике рушатся на первом же километре подъема (наивные чукотские парни). В общем, бросаем машину и идем оставшиеся километры подъема пешком.
Начало дороги на перевал:

А это уже ближе к вершине:

Главный ориентир - вышка ретранслятора:

Поднявшись к ретранслятору, пришлось затратить довольно много времени на поиск старта - небольшой полянки в кедровом лесу, откуда возможно стартовать на дельтаплане.
Старт:

Вот такой лес окружает старт со всех сторон:

Побродив по старту и полюбовавшись видами идем вниз. По пути дорогу перебегают две дикие сибирские косули. Онгудай оправдывает славу дикого места, местные говорят медведи здесь тоже не редкость
, хотя нам они и не встречались. Добравшись до машины, спускаемся в поселок, где Александру удается найти местного жителя, который берется доставить нас завтра на старт на своем уазике-головастике.

Утро 15 августа радует нас солнечной погодой и легким южным ветерком. Быстро завтракаем и движемся к месту встречи с Николаем - хозяином уазика, перегружаем дельты в кузов и едем к наверх.


Дорога на перевал в очень плохом состоянии - огромные камни, колея, размытые весной участки. Плюс ко всем этим радостям довольно крутой уклон и бегущие прямо по дороге ручейки. Но наш водитель и техника с честью справляются с маршрутом. Вот не думал я, что уазик способен на такое:
Выехав в начале одиннадцатого утра, уже около 12 мы оказываемся на стартовой поляне с аппаратами. Еще фото старта:

Погода стоит замечательная - высоченная база, легкий встречный ветерок и набирающая обороты термичка. Не терпится поскорее собрать аппараты, одеть подвеску и полететь. Но понимаем, что спешить некуда и не торопясь начинаем собираться.



На часах время час двадцать. Мы уже полностью готовы. Все чехлы спрятаны в подвески, предстартовый осмотр проведен, приборы включены. Первым стартует Александр.
air_stivale на старте:

Сразу после старта его ощутимо поднимает метров на 15, затем также быстро роняет. По резким кренам его аппарата, становится понятно, что турбулентность сегодня не шуточная. Синенький Малибу в поисках подъема уходит вправо вдоль гребня и скрывается за елками. Еще некоторое время пытаюсь высмотреть его в просветы между деревьями, но обзор со стартовой поляны сильно ограничен.
Я следующий:

Стартовый склон идеален. Хороший уклон, невысокая травка и полное отсутствие камней. Дожидаюсь усиления, поднимаю аппарат, делаю буквально пару шагов по склону и оказываюсь в воздухе. Сразу чувствую приличную перегрузку на фале и наблюдаю как кедры уходят вниз. Но подъем длился совсем недолго, воздух сегодня очень не спокоен. Только и успеваю отрабатывать возникающие крены, клевки и забросы. В таких условиях мне летать пока не доводилось. Решаю уйти подальше от склонов, находится рядом с рельефом в такую погоду просто страшно. Лечу вдоль правого гребня, по пути пытаясь обработать встречающиеся потоки, но ничего толком не получается. В лучшем случае держусь в ноликах. Сказывается недостаток опыта полетов в термиках. Да и термики тут совсем не те, к которым привык в Солоновке. Здесь они узкие и злые, так и норовят поставить тебя на крыло.
Не торопясь переваливаю через правый гребень, и, где-то далеко внизу, замечаю малибушку Александра, который пытается что-то обкручивать уже над самым посадочным полем. Справа открывается вид на дорогу, по которой мы поднимались на Каянчу. С такой высоты она кажется очень ровной и гладкой, но любоваться пейзажами не получается. Кажется что воздух вокруг просто кипит. Но я не теряю надежды найти хороший подъем. Задерживаюсь над небольшой горкой, минут 5 выписываю спирали и восьмерки в ноликах, потом вроде бы появляется слабый лифт. Медленно-медленно, в сильной болтанке набираю метров 50 высоты. Даже успеваю чуть-чуть порадоваться, какой я молодец, но радость оказывается недолгой. Подъем закончился и я очень быстро теряю все набранное. Прохожу над полями, но и там не за что зацепиться. Начинаю думать как буду садиться.
В принципе места для посадки более чем достаточно:

Ветер на посадке не сильный, дует из долины на гору, но термичка конечно же вносит существенные коррективы и по направлению ветра и по его силе. Решаю садится с небольшим боковиком, но в легкий контрсклон. Если же заходить строго против ветра, то посадочное поле будет плавно понижаться в направлении чуйского тракта, что конечно не очень приятно, особенно при слабом ветре. Турбулентность не заканчивается до самой земли. На глиссаде чувствую сильное усиление справа, этим усилением меня подкидывает на несколько метров вверх, намечается перелет. Понимаю, что будет лучше довернуть против ветра и садится под уклон. Доворачиваю, снижаюсь, выравниваю, но скорости маловато и еще опаздываю с выдачей, а ветер как назло стих. В общем посадка получилась корявенькой, уронил аппарат на нос, но в целом матчасть не пострадала. Отстегиваюсь, опускаю на землю задранную килевую. Вокруг штиль, медленно порхают бабочки и пахнет свежескошенным сеном. Все-таки приятно после такого полета снова ощутить под ногами твердую землю
.
Спасибо за внимание!
Костя
вот слепил небольшой ролик по мотивам этой поездки:

Состав экспедиции был совсем не большой - два пилота из Новосибирска и двое наших нелетающих друзей в качестве драйверов и просто для компании. Один из пилотов я, другой пилот -Александр, известный на этом форуме под ником Air_stivale.
Возможность поездки обсуждалась нами очень давно. Солоновка - традиционное место полетов дельта и парапланеристов Западной Сибири, в последнее время, все реже и реже радует нас подходящей погодой, и нам уже давно хотелось найти ей хорошую альтернативу.
В итоге решение принято, и в среду вечером мы стартуем из Новосибирска, чтобы преодолев 600 с лишним километров, встретить рассвет на берегу речки Урсул, на которой стоит районный центр Онгудай. Выспавшись и пообедав, мы решаем поехать на разведку старта. О его местонахождении и состоянии дороги к нему мы знаем только по рассказам и изучению карт в интернете. Хотя дорога на ретранслятор находится довольно легко, все наши надежды заехать туда на своей технике рушатся на первом же километре подъема (наивные чукотские парни). В общем, бросаем машину и идем оставшиеся километры подъема пешком.
Начало дороги на перевал:

А это уже ближе к вершине:

Главный ориентир - вышка ретранслятора:

Поднявшись к ретранслятору, пришлось затратить довольно много времени на поиск старта - небольшой полянки в кедровом лесу, откуда возможно стартовать на дельтаплане.
Старт:

Вот такой лес окружает старт со всех сторон:

Побродив по старту и полюбовавшись видами идем вниз. По пути дорогу перебегают две дикие сибирские косули. Онгудай оправдывает славу дикого места, местные говорят медведи здесь тоже не редкость


Утро 15 августа радует нас солнечной погодой и легким южным ветерком. Быстро завтракаем и движемся к месту встречи с Николаем - хозяином уазика, перегружаем дельты в кузов и едем к наверх.


Дорога на перевал в очень плохом состоянии - огромные камни, колея, размытые весной участки. Плюс ко всем этим радостям довольно крутой уклон и бегущие прямо по дороге ручейки. Но наш водитель и техника с честью справляются с маршрутом. Вот не думал я, что уазик способен на такое:
Выехав в начале одиннадцатого утра, уже около 12 мы оказываемся на стартовой поляне с аппаратами. Еще фото старта:

Погода стоит замечательная - высоченная база, легкий встречный ветерок и набирающая обороты термичка. Не терпится поскорее собрать аппараты, одеть подвеску и полететь. Но понимаем, что спешить некуда и не торопясь начинаем собираться.



На часах время час двадцать. Мы уже полностью готовы. Все чехлы спрятаны в подвески, предстартовый осмотр проведен, приборы включены. Первым стартует Александр.
air_stivale на старте:

Сразу после старта его ощутимо поднимает метров на 15, затем также быстро роняет. По резким кренам его аппарата, становится понятно, что турбулентность сегодня не шуточная. Синенький Малибу в поисках подъема уходит вправо вдоль гребня и скрывается за елками. Еще некоторое время пытаюсь высмотреть его в просветы между деревьями, но обзор со стартовой поляны сильно ограничен.
Я следующий:

Стартовый склон идеален. Хороший уклон, невысокая травка и полное отсутствие камней. Дожидаюсь усиления, поднимаю аппарат, делаю буквально пару шагов по склону и оказываюсь в воздухе. Сразу чувствую приличную перегрузку на фале и наблюдаю как кедры уходят вниз. Но подъем длился совсем недолго, воздух сегодня очень не спокоен. Только и успеваю отрабатывать возникающие крены, клевки и забросы. В таких условиях мне летать пока не доводилось. Решаю уйти подальше от склонов, находится рядом с рельефом в такую погоду просто страшно. Лечу вдоль правого гребня, по пути пытаясь обработать встречающиеся потоки, но ничего толком не получается. В лучшем случае держусь в ноликах. Сказывается недостаток опыта полетов в термиках. Да и термики тут совсем не те, к которым привык в Солоновке. Здесь они узкие и злые, так и норовят поставить тебя на крыло.
Не торопясь переваливаю через правый гребень, и, где-то далеко внизу, замечаю малибушку Александра, который пытается что-то обкручивать уже над самым посадочным полем. Справа открывается вид на дорогу, по которой мы поднимались на Каянчу. С такой высоты она кажется очень ровной и гладкой, но любоваться пейзажами не получается. Кажется что воздух вокруг просто кипит. Но я не теряю надежды найти хороший подъем. Задерживаюсь над небольшой горкой, минут 5 выписываю спирали и восьмерки в ноликах, потом вроде бы появляется слабый лифт. Медленно-медленно, в сильной болтанке набираю метров 50 высоты. Даже успеваю чуть-чуть порадоваться, какой я молодец, но радость оказывается недолгой. Подъем закончился и я очень быстро теряю все набранное. Прохожу над полями, но и там не за что зацепиться. Начинаю думать как буду садиться.
В принципе места для посадки более чем достаточно:

Ветер на посадке не сильный, дует из долины на гору, но термичка конечно же вносит существенные коррективы и по направлению ветра и по его силе. Решаю садится с небольшим боковиком, но в легкий контрсклон. Если же заходить строго против ветра, то посадочное поле будет плавно понижаться в направлении чуйского тракта, что конечно не очень приятно, особенно при слабом ветре. Турбулентность не заканчивается до самой земли. На глиссаде чувствую сильное усиление справа, этим усилением меня подкидывает на несколько метров вверх, намечается перелет. Понимаю, что будет лучше довернуть против ветра и садится под уклон. Доворачиваю, снижаюсь, выравниваю, но скорости маловато и еще опаздываю с выдачей, а ветер как назло стих. В общем посадка получилась корявенькой, уронил аппарат на нос, но в целом матчасть не пострадала. Отстегиваюсь, опускаю на землю задранную килевую. Вокруг штиль, медленно порхают бабочки и пахнет свежескошенным сеном. Все-таки приятно после такого полета снова ощутить под ногами твердую землю

Спасибо за внимание!
Костя
вот слепил небольшой ролик по мотивам этой поездки: