
Голландский шаг VS PIO
Moderators:SysTry, lea, Andrew
Ну тогда уже надо говорить про управление Боингом-747
Вот нашел видео моей посадки в более-менее приемлемых условиях (сразу скажу, что садился на Горе подальше от взлетки летавших в то же самое время дельталетов) http://ok.ru/video/33838205667?fromTime=1 На видео аппарат тоже норовит рыскать, если именно я что-то делаю не так на "боллиде" - только за! Буду разбираться с причинами и учиться управлять этим аппаратом.

Re: Падение в роторе
Вот представьте вы садитесь за руль боллида, с которым не все в порядке. В ком дело, в вас или в боллиде?
Ну или например моя ситуация. Ведь следующий мой полет был хоть и с той же самой ошибкой вначале, но все же без голландского шага. В чем дело было - во мне или в аппарате? Или все же может быть и в том, и в другом?
Ну или например моя ситуация. Ведь следующий мой полет был хоть и с той же самой ошибкой вначале, но все же без голландского шага. В чем дело было - во мне или в аппарате? Или все же может быть и в том, и в другом?
- Khromushin
- Posts:1659
- Joined:29 Jun 2011 12:00
- Location:Israel
- Contact:
Re: Падение в роторе
Конечно автомобиль и конструктор который засунул туда более 700 лошадей и равно его родственники и реки и леса где он родился...
то же мне бином - элементарно
Сесть за руль со 100 лошадок на 700 и сразу в бой не получится, придется учиться им пользоваться.
то же мне бином - элементарно

Сесть за руль со 100 лошадок на 700 и сразу в бой не получится, придется учиться им пользоваться.
«Собака лает — ветер носит, а караван идет».
Re: Падение в роторе
Если позволите, добавлю еще чтобы первые подлеты были на достаточной высоте, которой хватило бы для выяснения поведения крыла на всех режимахKhromushin wrote:Правило. Первые полеты на вновь приобретенном крыле выполняются в "учебном воздухе" для того что бы выяснить как ведет себя крыло на всех возможных режимах полиспаста и скоростей...

Re: Падение в роторе
Ребят, а причем тут первые полеты? Человек уже 2 года на этом крыое летает...
- An.Petrovich
- Posts:1240
- Joined:07 Sep 2010 09:34
Re: Падение в роторе
Для того, чтобы корректно ответить на поставленный тобой вопрос - необходимо начать с того, чтобы использовать терминологию корректно.chuffed88 wrote:... моя ситуация. Ведь следующий мой полет был хоть и с той же самой ошибкой вначале, но все же без голландского шага.
Голландский шаг - это ХАРАКТЕРНАЯ ФОРМА ДВИЖЕНИЯ (проявление) ВИДА боковой неустойчивости ЛА, при которой возникают САМОПРОИЗВОЛЬНЫЕ автоколебания (то есть не затухающие) по крену и скольжению, чаще всего с нарастающей амплитудой.
Подчёркиваю: САМОПРОИЗВОЛЬНЫЕ.
То есть БЕЗ участия пилота.
А когда ПИЛОТ раскачивает аппарат по крену - то это НЕ голландский шаг, это РАСКАЧКА аппарата пилотом.
Поэтому на твой вопрос:
- правильный ответ такой:chuffed88 wrote:В чем дело было - во мне или в аппарате? Или все же может быть и в том, и в другом?
Если твой аппарат летит ровно, и не качается по крену с брошенной ручкой или с ручкой ЗАЖАТОЙ в одном положении (при зафиксированном положении тебя в трапеции) - то дело, увы, в тебе.
Превращаю высоту в скорость.
Скорость - в манёвр.
Манёвр - в удовольствие.
Так зажигаю!
(вольная интерпретация формулы А.И.Покрышкина: "Высота - скорость - манёвр - огонь!")
Скорость - в манёвр.
Манёвр - в удовольствие.
Так зажигаю!
(вольная интерпретация формулы А.И.Покрышкина: "Высота - скорость - манёвр - огонь!")
- An.Petrovich
- Posts:1240
- Joined:07 Sep 2010 09:34
Re: Падение в роторе
Совершенно очевидно - да, переруливаешь.Sergei wrote:Вот нашел видео моей посадки в более-менее приемлемых условиях
...
На видео аппарат тоже норовит рыскать, если именно я что-то делаю не так на "боллиде" - только за! Буду разбираться с причинами и учиться управлять этим аппаратом.
Пока у тебя движения размашистые, нет упреждающих действий - аппарат "норовит рыскать".
А как только начинаешь действовать более "короткими" движениями (перед выравниванием) - так сразу всё нормализуется.
Тебе бы на дельталёте полетать (с кем-нибудь) - там твой стиль управления при попытке чётко держать прямую (например, при заходе на ВПП), особенно в болтанку - моментально привёл бы к "вёслам", и ты бы сам в этом убедился, а то пока приходится тебя убеждать.

Превращаю высоту в скорость.
Скорость - в манёвр.
Манёвр - в удовольствие.
Так зажигаю!
(вольная интерпретация формулы А.И.Покрышкина: "Высота - скорость - манёвр - огонь!")
Скорость - в манёвр.
Манёвр - в удовольствие.
Так зажигаю!
(вольная интерпретация формулы А.И.Покрышкина: "Высота - скорость - манёвр - огонь!")
Re: Падение в роторе
Предполагаю, что у меня все же был голландский шаг, а не только раскачка (на зажатой ручке, ведь баллансир у меня был где-то в районе предсрывного угла и на уровне груди ручка была зажата). Сложно сказать, ведь крайне редко пилот не пытается управлять при голланском шаге. Кроме того хоть было и рано, но воздух уже был неспокойный. Хотя первый крен возник сразу и раскачка не прекращалась когда я сильно позволила уйти ручке (пихать на посадке даже некуда было).
Но ок, предположим, что это был не голландский шаг, а просто раскачка. Назовем все другими терминами. Одни аппараты проще раскачать чем другие. В следующий раз аппарат собрала правильно. Но первый поворот сделала с той же ошибкой. А раскачки уже не было.
Просто по вашим словам дело было не в том, что аппарат собран неправильно, а исключительно, целиком и полностью в пилоте.
Ну и я собственно изначально говорила не о моем конкретном случае, а о том, что может и пилот совершать ошибки при управлении, и еще и аппарат может быть сложно управляемым.
Но ок, предположим, что это был не голландский шаг, а просто раскачка. Назовем все другими терминами. Одни аппараты проще раскачать чем другие. В следующий раз аппарат собрала правильно. Но первый поворот сделала с той же ошибкой. А раскачки уже не было.
Просто по вашим словам дело было не в том, что аппарат собран неправильно, а исключительно, целиком и полностью в пилоте.
Ну и я собственно изначально говорила не о моем конкретном случае, а о том, что может и пилот совершать ошибки при управлении, и еще и аппарат может быть сложно управляемым.
Re: Падение в роторе
А видео где? Куда смотреть?chuffed88 wrote:Предполагаю, что у меня все же был голландский шаг, а не только раскачка (на зажатой ручке, ведь баллансир у меня был где-то в районе предсрывного угла и на уровне груди ручка была зажата). Сложно сказать, ведь крайне редко пилот не пытается управлять при голланском шаге. Кроме того хоть было и рано, но воздух уже был неспокойный. Хотя первый крен возник сразу и раскачка не прекращалась когда я сильно позволила уйти ручке (пихать на посадке даже некуда было).
Но ок, предположим, что это был не голландский шаг, а просто раскачка. Назовем все другими терминами. Одни аппараты проще раскачать чем другие. В следующий раз аппарат собрала правильно. Но первый поворот сделала с той же ошибкой. А раскачки уже не было.
Просто по вашим словам дело было не в том, что аппарат собран неправильно, а исключительно, целиком и полностью в пилоте.
Ну и я собственно изначально говорила не о моем конкретном случае, а о том, что может и пилот совершать ошибки при управлении, и еще и аппарат может быть сложно управляемым.

Re: Падение в роторе
Видео тут: https://m.youtube.com/watch?v=YKnqErO0_1M
Вы уж не судите строго, это первый в жизни полет на лысом аппарате после таргета. Нифига понять не могла и честно пыталась отпустить ручку, но она уходила туда, куда не должна была... там в описании все написано.
Вы уж не судите строго, это первый в жизни полет на лысом аппарате после таргета. Нифига понять не могла и честно пыталась отпустить ручку, но она уходила туда, куда не должна была... там в описании все написано.
- An.Petrovich
- Posts:1240
- Joined:07 Sep 2010 09:34
Re: Падение в роторе
Все тёрки вокруг "голландского шага" и "что это было" можно свести всего к одному постулату:
[ваш кэп ON]
Безопасность деятельности человека напрямую зависит от соответствия знаний, умений и навыков человека этой деятельности.
Из этого постулата следуют всякие следствия.
Например, в случае с техникой - уровень навыков человека должен соответствовать той технике, которой он управляет.
И если техника является управляемой (т.е. существует практическая возможность осуществить действия, которые приведут к необходимому результату) - то дело ВСЕГДА в человеке, а не в технике.
[/ваш кэп OFF]
Можно привести примеры, когда люди убивались на исправном ЛА - тут дело в человеке (ЧФ).
Можно привести примеры, когда люди справлялись с неисправным ЛА - тут тоже дело в человеке (ЧФ).
Например, Анохин (царствие ему небесное) мог пилотировать неустойчивый в продольном канале самолёт, и поэтому ему такое полётное задание при лётных испытаниях ставили, а другим - нет. Несколько лет назад был случай с "неправильной сборкой" (гы-гы-гы) Ту-154 в Быково, экипажу было ооооочень неудобно (мягко говоря) управлять самолётом, который (как раз тот случай, когда) САМ раскачивался, причём и по крену, и по тангажу, и по рысканию. Но не смотря на то, что "дело в технике" - экипаж справился, и посадил неисправный самолёт, потому, что "дело в экипаже".
Вот если специально обученный эксперт (испытатель) или хотя бы топ-пилот, входящий хотя бы в первую сотню мирового рейтинга, проведёт тестирование твоего дельтаплана, и признает, что есть существенные отличия характеристик твоего дельтаплана от стандарта характеристик дельтапланов данного класса, в соответствии с которыми твой дельтаплан не может больше признаваться дельтапланом заявленного класса, и для его пилотирования требуется большая квалификация - то лишь тогда можно говорить, что он настолько криво настроен, что да, в твоём случае "дело в технике" (т.к. ты введена в заблуждение, в результате которого пытаешься летать на аппарате "другого" класса, требующем большей квалификации, которой у тебя нет).
Всё остальное - самооправдания, суть - переваливание вины с больной головы на здоровую. Мол это не я не умею, это аппарат у меня такой кривой. "Совершенствуйтесь" (с) (задача есть такая, в КУЛП - так и называется: "Совершенствование по видам подготовки").
[ваш кэп ON]
Безопасность деятельности человека напрямую зависит от соответствия знаний, умений и навыков человека этой деятельности.
Из этого постулата следуют всякие следствия.
Например, в случае с техникой - уровень навыков человека должен соответствовать той технике, которой он управляет.
И если техника является управляемой (т.е. существует практическая возможность осуществить действия, которые приведут к необходимому результату) - то дело ВСЕГДА в человеке, а не в технике.
[/ваш кэп OFF]
Можно привести примеры, когда люди убивались на исправном ЛА - тут дело в человеке (ЧФ).
Можно привести примеры, когда люди справлялись с неисправным ЛА - тут тоже дело в человеке (ЧФ).
Например, Анохин (царствие ему небесное) мог пилотировать неустойчивый в продольном канале самолёт, и поэтому ему такое полётное задание при лётных испытаниях ставили, а другим - нет. Несколько лет назад был случай с "неправильной сборкой" (гы-гы-гы) Ту-154 в Быково, экипажу было ооооочень неудобно (мягко говоря) управлять самолётом, который (как раз тот случай, когда) САМ раскачивался, причём и по крену, и по тангажу, и по рысканию. Но не смотря на то, что "дело в технике" - экипаж справился, и посадил неисправный самолёт, потому, что "дело в экипаже".
Вот если специально обученный эксперт (испытатель) или хотя бы топ-пилот, входящий хотя бы в первую сотню мирового рейтинга, проведёт тестирование твоего дельтаплана, и признает, что есть существенные отличия характеристик твоего дельтаплана от стандарта характеристик дельтапланов данного класса, в соответствии с которыми твой дельтаплан не может больше признаваться дельтапланом заявленного класса, и для его пилотирования требуется большая квалификация - то лишь тогда можно говорить, что он настолько криво настроен, что да, в твоём случае "дело в технике" (т.к. ты введена в заблуждение, в результате которого пытаешься летать на аппарате "другого" класса, требующем большей квалификации, которой у тебя нет).
Всё остальное - самооправдания, суть - переваливание вины с больной головы на здоровую. Мол это не я не умею, это аппарат у меня такой кривой. "Совершенствуйтесь" (с) (задача есть такая, в КУЛП - так и называется: "Совершенствование по видам подготовки").
Превращаю высоту в скорость.
Скорость - в манёвр.
Манёвр - в удовольствие.
Так зажигаю!
(вольная интерпретация формулы А.И.Покрышкина: "Высота - скорость - манёвр - огонь!")
Скорость - в манёвр.
Манёвр - в удовольствие.
Так зажигаю!
(вольная интерпретация формулы А.И.Покрышкина: "Высота - скорость - манёвр - огонь!")
- An.Petrovich
- Posts:1240
- Joined:07 Sep 2010 09:34
Re: Падение в роторе
Женя, никакого "голландского шага" тут нет!chuffed88 wrote:Видео тут: https://m.youtube.com/watch?v=YKnqErO0_1M
Вы уж не судите строго, это первый в жизни полет на лысом аппарате после таргета. Нифига понять не могла и честно пыталась отпустить ручку, но она уходила туда, куда не должна была... там в описании все написано.
Есть просто сумасшедшее переруливание, исключительно потому, что твой уровень навыков не соответствует этому аппарату.
Аппарат - управляем! (факт - на видео).
Кривая сборка - должна была бы максимум сделать для тебя полёт неудобным (некомфортным), если ты была бы в принципе готова к полётам на таком аппарате. Но раскачка (а не "голландский шаг") здесь происходит НЕ по причине кривой сборки.
Судить (тем более строго) я никого не собираюсь, просто замечу, что после Таргета на лысое крыло пересаживаться - это значит прыгнуть через несколько ступенек (переходный и спортивный). И условия облёта выбраны далеко не самые подходящие. Результат закономерен. Слава Богу, что не убилась, повезло.
Превращаю высоту в скорость.
Скорость - в манёвр.
Манёвр - в удовольствие.
Так зажигаю!
(вольная интерпретация формулы А.И.Покрышкина: "Высота - скорость - манёвр - огонь!")
Скорость - в манёвр.
Манёвр - в удовольствие.
Так зажигаю!
(вольная интерпретация формулы А.И.Покрышкина: "Высота - скорость - манёвр - огонь!")
Re: Падение в роторе
Но не смотря на то, что "дело в технике" - экипаж справился, и посадил неисправный самолёт, потому, что "дело в экипаже" - то есть в приведенном примере все же дело было в технике! Но поскольку экипаж опытный то справился. В моем же случае дело было в технике и во мне тоже. Да, аппарат с недотянутой поперечкой -это аппарат явно более высокого класса, чем я могла осилить в тот день... мне кажется не обязательно тут приглашать экспертов, и так видно, что парус провивает и аппарат неправильно собран.
Ну и это, я не "пытаюсь летать", а летаю на этом аппарате, и вроде маршрут в 58 км и другие чуть короче, полеты в турбулентных условиях - тому доказательства. А совершенствоваться всем надо и есть куда стремиться.
Ну и это, я не "пытаюсь летать", а летаю на этом аппарате, и вроде маршрут в 58 км и другие чуть короче, полеты в турбулентных условиях - тому доказательства. А совершенствоваться всем надо и есть куда стремиться.
- An.Petrovich
- Posts:1240
- Joined:07 Sep 2010 09:34
Re: Падение в роторе
Для справки:
"сантиметров на 10 - 12 недотянутая поперечка. парус провисший"
- Герольф как-то полетал на лысом Лайтспиде вообще забыв взвести поперечку. Обнаружил это уже в полёте, по странному поведению крыла. Благодаря хорошим знаниям аэродинамики - подумал и понял, на каких режимах стоит продолжать полёт, и в результате зашёл на посадку и завершил полёт благополучно.
Это тоже в вопросу - дело в пилоте, или в аппарате.
"сантиметров на 10 - 12 недотянутая поперечка. парус провисший"
- Герольф как-то полетал на лысом Лайтспиде вообще забыв взвести поперечку. Обнаружил это уже в полёте, по странному поведению крыла. Благодаря хорошим знаниям аэродинамики - подумал и понял, на каких режимах стоит продолжать полёт, и в результате зашёл на посадку и завершил полёт благополучно.
Это тоже в вопросу - дело в пилоте, или в аппарате.
Превращаю высоту в скорость.
Скорость - в манёвр.
Манёвр - в удовольствие.
Так зажигаю!
(вольная интерпретация формулы А.И.Покрышкина: "Высота - скорость - манёвр - огонь!")
Скорость - в манёвр.
Манёвр - в удовольствие.
Так зажигаю!
(вольная интерпретация формулы А.И.Покрышкина: "Высота - скорость - манёвр - огонь!")
Re: Падение в роторе
А на основании чего такие выводы? Моя логика проста: при повторении той же ошибки в следующем полете голландить аппарат не начал, я его не раскачала, поскольку реагировал аппарат почти сразу после моих управляющих воздействий. В этом же видео переруливание было связано с сильно запаздалой реакцией.An.Petrovich wrote:Женя, никакого "голландского шага" тут нет!chuffed88 wrote:Видео тут: https://m.youtube.com/watch?v=YKnqErO0_1M
Вы уж не судите строго, это первый в жизни полет на лысом аппарате после таргета. Нифига понять не могла и честно пыталась отпустить ручку, но она уходила туда, куда не должна была... там в описании все написано.
Есть просто сумасшедшее переруливание, исключительно потому, что твой уровень навыков не соответствует этому аппарату.
Аппарат - управляем! (факт - на видео).
Кривая сборка - должна была бы максимум сделать для тебя полёт неудобным (некомфортным), если ты была бы в принципе готова к полётам на таком аппарате. Но раскачка (а не "голландский шаг") здесь происходит НЕ по причине кривой сборки.
Судить (тем более строго) я никого не собираюсь, просто замечу, что после Таргета на лысое крыло пересаживаться - это значит прыгнуть через несколько ступенек (переходный и спортивный). И условия облёта выбраны далеко не самые подходящие. Результат закономерен. Слава Богу, что не убилась, повезло.
Мне теперь стало не совсем понятно, как отличить по видео голландский шаг от простой раскачки? Раньше считала что большая инертность аппарата свидетельствует о голландском шаге (когда пилот висит в одном углу, а крен в другую сторону).
Ну и потому считаю, что если бы аппарат был собран правильно, то пересаживаться на него с таргета было бы относительно безопасно. Желательно конечно еще и дельтадром иметь, где места побольше, чтобы заборы не гнуть))) почему: управляется лекго, куда планировала лететь - туда и летела. (Это не про первый полет)