Буксировка VS Гора

Вопросы техники пилотирования, а также различных методик и подходов в обучении

Moderators:SysTry, lea, Andrew

User avatar
Николай Рысухин
Posts:452
Joined:18 Nov 2008 20:28
Location:Жуковский
Contact:
Re: Буксировка VS Гора

Post by Николай Рысухин » 10 Feb 2016 10:44

Олег из Саратова wrote:Собираюсь попробовать такую систему буксировки поскольку разочаровался в активке.
Олег, так и на активке можно возвратный блок использовать, тогда пилот стартует в 15 метрах от инструктора-оператора, обзор - отличный!
vagabondo wrote:Коль, ты приводишь, чисто теоретические выкладки
Есть немного. Но я их подкрепил чисто практическими данными из своей летной книжки. Петрович тоже примерно такие же соотношения озвучил.
vagabondo wrote:2. Я не противопоставляю склон лебёдке, а лишь утверждаю, что при наличии подходящего склона, нет смысла в СМС.
Так и я не противопоставляю, склон тоже нужен для обучения. Когда человек готов к парению в динамике - подходящий склон позволяет быстрее чем лебедка налетать часы, лучше научиться контролировать аппарат и свое положение в пространстве. Групповые полеты отработать, опять же. Но только не факт что именно _первоначальное_ обучение на нем быстрее, вот что я хочу сказать.
vagabondo wrote:3. У нас буксировка (малинка) для перехода к полётам в термиках, к ней допускаем, уже более-менее подготовленных товарищей.
Так все правильно! Малинка - это не самый лучший инструмент для обучения, она больше подходит маршрутных полетов. Вот мы тоже на пассивку вывозим только подготовленных пилотов.
vagabondo wrote:Пот поводу доп. физ подготовки поколения доходяг, ты это серьёзно? :D
Дело каждого. Я например тренируюсь помаленьку. Кому-то может и так силенок на хороший разбег хватает. Ну а кому-то интереснее стоять-трястись перед каждым стартом, так им физподготовка вредна даже :)

Валерий С
Posts:685
Joined:20 Nov 2008 19:53
Location:Питер

Re: Буксировка VS Гора

Post by Валерий С » 10 Feb 2016 12:34

Николай Рысухин wrote:
Олег из Саратова wrote:Собираюсь попробовать такую систему буксировки поскольку разочаровался в активке.
Олег, так и на активке можно возвратный блок использовать, тогда пилот стартует в 15 метрах от инструктора-оператора, обзор - отличный!
Блок вообще полезная вещь - хоть на активке, хоть на малинке. На малинке позволяет "отвязать" направление старта от дороги, когда ветер поперек. Получается, что буксировщик ездит по дороге, а пилот стартует против ветра. Правда, время (и высота) набора ограничены укорачивающимся тросом, как на активке.
могу ошибаться

vagabondo
Posts:645
Joined:25 Jan 2013 20:04

Re: Буксировка VS Гора

Post by vagabondo » 10 Feb 2016 13:07

Валерий С wrote:
Николай Рысухин wrote:
Олег из Саратова wrote:Собираюсь попробовать такую систему буксировки поскольку разочаровался в активке.
Олег, так и на активке можно возвратный блок использовать, тогда пилот стартует в 15 метрах от инструктора-оператора, обзор - отличный!
Блок вообще полезная вещь - хоть на активке, хоть на малинке. На малинке позволяет "отвязать" направление старта от дороги, когда ветер поперек. Получается, что буксировщик ездит по дороге, а пилот стартует против ветра. Правда, время (и высота) набора ограничены укорачивающимся тросом, как на активке.
Совершенно не обязательно!
можно использовать, соскальзывающий блок.

vagabondo
Posts:645
Joined:25 Jan 2013 20:04

Re: Буксировка VS Гора

Post by vagabondo » 10 Feb 2016 13:10

Николай Рысухин wrote: Дело каждого. Я например тренируюсь помаленьку. Кому-то может и так силенок на хороший разбег хватает. Ну а кому-то интереснее стоять-трястись перед каждым стартом, так им физподготовка вредна даже :)
Коля, про вред физ.подготовки, не надо, ага! :D

Валерий С
Posts:685
Joined:20 Nov 2008 19:53
Location:Питер

Re: Буксировка VS Гора

Post by Валерий С » 10 Feb 2016 13:29

vagabondo wrote:можно использовать, соскальзывающий блок.
Ну, наверное, не пробовали - наш блок не позволяет. Есть ли польза от соскальзывающего блока при ветре поперек (90град к линии старта)? Если под меньшим углом, проще, наверное, стартовать с поля. Ну,тогда обочина, должна быть чистая... Еще проще - перебегать косяк ногами. Что мы, обычно, и делаем, честно говоря.
Блок, телега... Ноги!!! :D
могу ошибаться

User avatar
chuffed88
Posts:2726
Joined:02 Sep 2014 19:13
Location:Алматы, Казахстан

Re: Буксировка VS Гора

Post by chuffed88 » 10 Feb 2016 13:37

Вот с тандемным методом мне не совсем понятно, а почему для тандема обязательна именно аэробуксировка? Можно ж и на малинке затянуться!
И еще вопрос: сколько там, 20 полетов в среднем достаточно? Так это ж всего пара дней обучения! Впрочем у вас я так понимаю и так за 7 летных дней научиться можно...
Ну и насчет в 3 раза дольше на склоне... зависит от склона. Если ветер как правило дует на склон, то он не обязательно должен быть под все направления ветра. Так что не в 3 раза. Показатель - Клеммуха, где обучение длится 2 недели.

User avatar
lea
Moderator
Posts:1313
Joined:16 Nov 2008 15:06
Location:Москва
Contact:

Re: Буксировка VS Гора

Post by lea » 10 Feb 2016 15:04

vagabondo wrote:Тандем, безусловно, невероятно эффективная вещь в деле обучения.
Да, особенно если используется с правильной подвеской, правильным инструктором и правильной методикой.

А вообще, забавное сообщение, учитывая, что ответы были в моём оригинальном посте.

1.
vagabondo wrote: постепенное движение от простого к сложному (а не наоборот, как у нас тут обычно:)).
Это где у нас так, обычно?
У тандемного обучения...
lea wrote:...главный плюс в том, что учлёт сначала учится управлять аппаратом в воздухе, а только потом проходит куда более сложные фазы - старт и посадку.
Если обучение не тандемное, то оно начинается со старта и посадки.

2.
vagabondo wrote:Методика выглядит красиво, если не задумываться о том, что нужны "Драгонфлай", ангар, тандем, аэродром...
lea wrote:У системы есть минусы (могу также подробно их расписать :) ), но они не касаются комфорта, скорости и безопасности начального обучения :)
3.
vagabondo wrote:Был у меня учлёт прошедший обучение на тандеме с инструктором, в Англии. Налетал немало, денег взяли ЕМНИП тысячи полторы фунтов, даже рейтинг присвоили, да, вот незадача: ни держать крыло на старте, ни летать самомтоятельно, ни садиться, так и не научили :oops:
Слишком мало данных, чтобы критиковать американскую методику. Была ли в Англии именно та методика? К примеру, в Австралии в Стэнвелле тоже учат на тандемах, но там совсем другой подход.
Во-вторых, если учлёт не умеет держать крыло на старте, то его этому, скорее всего, не учили. Может, у него рейтинг "умеет взлетать с колес и садиться на колеса под радиоуправлением инструктора" :) Не доучился, значит. Есть масса крутованов, взрощенных на тандемном аэробуксировочном обучении.

К слову, при всей нашей любви к обучению в Крыму в мягких учебных условиях, помню, как учлёты, уезжающие туда учиться и за считанные дни сдающие там на третий разряд, возвращались на родной Урал и вызывали сильное негодование местных инструкторов, ибо в домашних (более серьезных и жестких) условиях вдруг оказывалось, что ни аппарат на старте удержать не могут, ни разбежаться толком, а про посадку в цель вообще молчу - в Крыму в динамик выпускали(-ют?) без сдачи нормативов по посадке в цель. (Зато такие учлёты прекрасно летают в больших толпах парапланов - этого не отнять :) ) А ведь третий разряд формально есть - значит, учлёты уже были "орлами", "самостоятельными пилотами с рейтингом", грудь колесом, мнение местных инструкторов и необходимость все-таки научиться посадке в цель и стартам в сложных условиях игнорировали. Что это - минус Крымской методики? Крымские инструктора должны были искусственно моделировать более сложные условия на старте и на посадке? Заставлять учлётов пропускать дни с динамиком, чтобы те в это время оттачивали посадку в 25 метровую цель? Может, старт повыше поднять, метров сразу на 500, чтобы воздух стал более разряженным, как в некоторых других регионах РФ? И всё это за десять-четырнадцать дней, выделенных учлётом на полёты.
Или учлётам, обучившимся в условиях Клемухи, теперь только на Клемухе летать? Обучившимся на скутерной буксировке в Москве - только на буксировке в Москве? Обучившимся в Америке с колес - только и летать на равнине с колес теперь?
Инструктору надо просто как-то сразу донести до учлёта, что даже при достижении в определенном месте по определенной методике какого-то разряда или рейтинга, "звёздная болезнь" не должна включаться, что учлёт остается учлётом, который при полётах в новой местности, с новым видом старта или посадки, в новых условиях и т.п. обязан спуститься до начальных упражнений и отработать необходимые, даже если самые базовые упражнения заново. Будь то пробежки, удерживание аппарата на старте, сам старт, полет, посадка и т.п. А вы как думаете?
Блог: zhenya.blog ~ Мойес-саппорт: moyes-russia.com

User avatar
chuffed88
Posts:2726
Joined:02 Sep 2014 19:13
Location:Алматы, Казахстан

Re: Буксировка VS Гора

Post by chuffed88 » 10 Feb 2016 15:22

А что за нормативы по посадке в цель? Все 3-разрядники должны уметь попадать в цель?
Нас учили попадать, но 100% не попадает никто, и даже на этих соревах тому было подтверждение.

423
Posts:377
Joined:19 Nov 2008 18:56
Location:Жуковский
Contact:

Re: Буксировка VS Гора

Post by 423 » 10 Feb 2016 15:34

lea wrote: Инструктору надо просто как-то сразу донести до учлёта, что даже при достижении в определенном месте по определенной методике какого-то разряда или рейтинга, "звёздная болезнь" не должна включаться, что учлёт остается учлётом, который при полётах в новой местности, с новым видом старта или посадки, в новых условиях и т.п. обязан спуститься до начальных упражнений и отработать необходимые, даже если самые базовые упражнения заново. Будь то пробежки, удерживание аппарата на старте, сам старт, полет, посадка и т.п. А вы как думаете?
Полностью согласен.

423
Posts:377
Joined:19 Nov 2008 18:56
Location:Жуковский
Contact:

Re: Буксировка VS Гора

Post by 423 » 10 Feb 2016 15:40

chuffed88 wrote:А что за нормативы по посадке в цель? Все 3-разрядники должны уметь попадать в цель?
Нас учили попадать, но 100% не попадает никто, и даже на этих соревах тому было подтверждение.
У нас в клубе (школе) при сдаче практического зачета по SP-2 требуется три ряда подряд после полета по кругу приземлиться чисто в квадрат 30х30м. Т.е. это является одним из условий получении записи в летной книжке о выполнении норм SP-2. Чисто, значит не коснуться земли после посадки земли колесами на спидбаре или консолями.
Примерно вот так:
https://www.youtube.com/watch?v=4kJ5vVx ... e=youtu.be

Комментирует другой учлет, т.ч. не придирайтесь. :)

User avatar
An.Petrovich
Posts:1240
Joined:07 Sep 2010 09:34

Re: Буксировка VS Гора

Post by An.Petrovich » 10 Feb 2016 15:53

chuffed88 wrote:А что за нормативы по посадке в цель? Все 3-разрядники должны уметь попадать в цель?
Нас учили попадать, но 100% не попадает никто, и даже на этих соревах тому было подтверждение.
В ЕВСК, в разрядных нормах 3-го разряда - есть отсылка на окончание программы первоначального обучения курса учебной лётной подготовки, сама программа расписана в КУЛП-СД-87, который хоть и устарел, но всё ещё действует. Там же есть все нормативы, см. Задачу 1.
Превращаю высоту в скорость.
Скорость - в манёвр.
Манёвр - в удовольствие.
Так зажигаю!
(вольная интерпретация формулы А.И.Покрышкина: "Высота - скорость - манёвр - огонь!")

User avatar
makros
Posts:1201
Joined:10 Jan 2009 16:51
Location:Киев-Москва
Contact:

Re: Буксировка VS Гора

Post by makros » 10 Feb 2016 16:34

В 2014 году мы в Альбатросе сделали мощную активку, чтобы могла затянуть тандем в штиль. Тандем был в клубе с 2011 года.
Включили в курс обучение тандемные полеты. Некоторую партию учлетов выкатывали в тандеме по 5-7-10 раз. За это время учлет успевает понять, что: а) крыло стабильно, летит само и никуда не падает, то есть, фактор доверия, безопасности, б) начинает пилотировать после отцепа, в) может пилотировать в простых условиях от старта до захода на посадку, г) координированно рулит.
Параллельно с тандемными полетами учлет бегает с крылом с подцепом, выполняет группировки-самостраховки.
Дальше идет самый не интересный для учлета этап. Нужно учиться стартовать с ног самому, без инструктора на борту. То есть, это уже не интересная развлекуха-обучалка, а ответственная часть. Не всем это нравилось, не все прошли...
Суммарно, стало понятно, что тандемные полеты нужно давать после того как учлет научится уверенно стартовать сам, держать угол, исправлять крена. Потом парочку тандемов, тренаж по переходу из вертикалки в лежку и через 3-5 затяжек на 30-50м учлет готов к полету на круг с затяжкой на 300 м. Повороты, спирали, после тандема практически сразу координированные.
Если учить только на тандеме - довольно дорого. И опять же, летающий только с колес - это не пилот, это почти инвалид. Я не говорю за спортивные крылья и штиль на старте. Хотя и там многие халявят. Я только про обучение. К тому же посадка в лежке головой вперед при не штатной ситуации - опасно.
Такая у нас практика. Тандем получается больше развлекуха, покатушки. Для обучения эффективен во второй части, когда учлет начинает летать на десятки метров.
Всё еще нет фэйсбука? Тогда мы идем к Вам!

User avatar
An.Petrovich
Posts:1240
Joined:07 Sep 2010 09:34

Re: Буксировка VS Гора

Post by An.Petrovich » 10 Feb 2016 17:08

Макс, интересный опыт, спасибо!

Да, ты прав, при задействовании тандема только после подлётов на 10м - его роль, наверное, и правда минимальна. Разве что познакомить с высотой (проверить на адекватность), да показать повороты и спираль. Ведь к подлётам на 10м учлёт уже должен быть вышколен и надрессирован по всем основным навыкам, кроме поворота: это и крены, и работа ручкой, и выдерживание угла, и балансир, и чувство земли, и чувство скорости и т.д. и т.п. То есть фактически УЖЕ обучен. У нас в DeltaFly это самый долгий, сложный и проблемный этап. А после того, как подлёты и затяжки достигли высоты 10м - дальше буквально за несколько полётов учлёт уже "выстреливает" на коробочку.

Мне вот кажется, что с точки зрения эффективности методики тут ещё надо смотреть на процент учлётов, сошедших с дистанции, ты верно подметил. И вот если сначала покатать на тандеме - то да, все, конечно, с удовольствием покатаются, но не все потом пройдут через тернии старта с ног, тут ты тоже прав. Но не кажется ли тебе, что если НЕ "покатать" - то отсеялось бы ещё больше учлётов? Ведь одно дело надкусить, а другое дело - так и не попробовать. :)

Кроме того, пробовали ли вы "сгладить" эту "кривую обучения", чтобы не было столь резкой "ступеньки" при переходе от тандема к стартам с ног? Скажем, если в первые свои соло-полёты учлёт отправлялся бы так же, как он был обучен на тандеме? То есть старт с тележки, или с колёс, посадка - тоже на колёса. Я уверен, что такой "мягкий" переход оставил бы в дельтапланеризме ещё больше "ленивцев" )) (а если серьёзно, то тех, кто испытывает первоначальные трудности со стартом), и они, быть может, тоже стали бы теми крутышами, которые тоже поначалу учились на тандеме на а/б (о которых говорила Женя).
Превращаю высоту в скорость.
Скорость - в манёвр.
Манёвр - в удовольствие.
Так зажигаю!
(вольная интерпретация формулы А.И.Покрышкина: "Высота - скорость - манёвр - огонь!")

User avatar
Олег из Саратова
Posts:1911
Joined:07 Mar 2011 17:31
Contact:

Re: Буксировка VS Гора

Post by Олег из Саратова » 10 Feb 2016 17:38

Николай Рысухин wrote: Олег, так и на активке можно возвратный блок использовать, тогда пилот стартует в 15 метрах от инструктора-оператора, обзор - отличный!
Дело не в обзоре а в быстрой и лёгкой доставке аппарата на старт. Такую систему планирую использовать на первоначальном обучении. А в дальнейшем эта система легко превращается в Малинку. А в активке я разочаровался потому что негде её развернуть. Думал на аэроклубовском аэродроме. Но там всем рулит аэропорт. Выше 30 метров не поднимешься. На 300 сам аэроклуб разрешения у аэропорта запрашивает. А тащить активку за 100 км слишком жирно. За сотню мы и под малинку место найдём.
Истина это не то, что нужно доказывать, это то, чего нельзя избежать.
Антуан де Сент-Экзюпери.

User avatar
chuffed88
Posts:2726
Joined:02 Sep 2014 19:13
Location:Алматы, Казахстан

Re: Буксировка VS Гора

Post by chuffed88 » 10 Feb 2016 18:14

Да нафиг нам в дельтапланеризме ленивцы нужны? Они все равно бросят. Оставаться должны только те, кто действительно хочет летать. Такие ни перед чем не остановятся и вот они не бросят.
Если и вводить новые методики обучения, то не чтобы кому-то там что-то облегчить, а чтобы повысить эффективность или там безопасность например.

А вот интересно, насколько реально учить на тандеме обрабатывать потоки)

Post Reply